Ramblers Top100
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 18.03.2007





видеорепортаж

фоторепортаж


Крушение самолета в Самаре

Устаревший авиапарк избавляется от себя сам
Андрей Медведев





Устаревший авиапарк избавляется от себя сам
Устаревший авиапарк избавляется от себя сам

Это назвали "жесткой" посадкой. Ту-134 действительно не падал
Это назвали "жесткой" посадкой. Ту-134 действительно не падал

Что-то странное произошло при попытке приземлиться
Что-то странное произошло при попытке приземлиться

У самолета подломились шасси, оторвались крылья, и пока его несло по полосе, фюзеляж буквально развалился пополам
У самолета подломились шасси, оторвались крылья, и пока его несло по полосе, фюзеляж буквально развалился пополам

 Александр Муратов: командир говорит, что до последнего землю не видел
Александр Муратов: командир говорит, что до последнего землю не видел

Первые пожарные приехали минут через 15-20, утверждают очевидцы
Первые пожарные приехали минут через 15-20, утверждают очевидцы

Катастрофа "Аэробуса" компании "Сибирь" в Иркутске. Виновными признали пилотов
Катастрофа "Аэробуса" компании "Сибирь" в Иркутске. Виновными признали пилотов

Крушение Ту-154 "Пулковских авиалиний" под Донецком. Экипаж свалил машину с предельной высоты в плоский штопор
Крушение Ту-154 "Пулковских авиалиний" под Донецком. Экипаж свалил машину с предельной высоты в плоский штопор

Случай в Самаре - это уже третья авиакатастрофа в России за последние 9 месяцев
Случай в Самаре - это уже третья авиакатастрофа в России за последние 9 месяцев

Еще нескольких катастроф удалось избежать чудом. И здесь - тоже чудо, что  не загорелся разлившийся керосин
Еще нескольких катастроф удалось избежать чудом. И здесь - тоже чудо, что не загорелся разлившийся керосин

В МЧС сообщили о 6 погибших и 27 раненых
В МЧС сообщили о 6 погибших и 27 раненых

Те, кто выжил, сами выносили погибших и тушили пожар
Те, кто выжил, сами выносили погибших и тушили пожар



В субботу утром разбился самолет. Он летел из Сургута в Белгород через Самару. Там все и произошло. Это назвали "жесткой" посадкой. Ту-134 действительно не падал: что-то странное произошло при попытке приземлиться. У самолета подломились шасси, оторвались крылья, и пока его несло по полосе, фюзеляж буквально развалился пополам. В МЧС сообщили о 6 погибших и 27 раненых. Те, кто выжил, сами выносили погибших и тушили пожар. Согласно статистике, причина 75 процентов авиакатастроф - пресловутый человеческий фактор. Такой вердикт зачастую избавляет экспертов от необходимости более тщательных расследований. Но вот как раз субботу произошел тот редкий случай, когда судить о причинах крушения можно судить не только по расшифровкам "черных ящиков", но и по свидетельствам экипажа.

Место бортмеханика в Ту-134-м - чуть ниже пилотских кресел и приборной доски. Потому бортмеханик экипажа Ту-134 Александр Муратов практически не видел землю, но слышал слова командира о том, что видимость очень плохая, сплошной туман. "Командир говорит, что до последнего землю не видел. То есть, видимо, условия действительно были очень сложными. Единственный нюанс - конечно, нужно отдать должное, что он дал взлетный режим и принял решение об уходе на второй круг. Иначе, наверное, было бы еще хуже", - считает Александр.

Итак, самолет заходил на посадку. Вокруг - густой туман. Вероятно, в просвете командир видит, что он отклонился от полосы в сторону почти на сто метров, понимает, что снизился слишком рано - до полосы еще 400 метров - и пытается уйти на второй круг, но не успевает - самолет касается поля колесами или крылом при вираже. Дальше самолет несет, он разрушается уже в движении по полосе. Даже нельзя представить, как страшно в этот момент было пассажирам.

Почти сутки спустя они уже спокойно говорят о первых минутах после катастрофы, о том, что им очень сильно повезло. Если рассказы - правда, то выходит, что все службы оказались к ЧП не готовы.

"Пожарные приехали первые где-то минут через 15-20, - вспоминает пассажир рейса ╧471 "Сургут-Самара-Белгород" Андрей Беглица. - Потом милиционер еще прибежал, потом уже "скорая". И дальше уже все начали подъезжать потихоньку. Мы сами вход открыли запасной, вылезли, людей вытаскивали, пожар тушить сами первые потихоньку начинали".

Другой пассажир рейса ╧471 Вадим Тиглов добавляет: "Туман √ причина катастрофы. У нас аэропорты не предусмотрены под такую погоду, и диспетчеры не сработали. Капитан сидел возле самолета потом минут 40, но ничего не мог мне сказать. Я говорю: ты чего - не видел, что туман?"

Авиакомпания "ЮТ-Эйр", чей самолет упал накануне в Самаре, входит в пятерку крупнейших в России. С ее самолетами уже случалось несколько ЧП, но без серьезных последствий. Однако месяц назад компания попала в "черный список" российских перевозчиков, которым запрещены полеты в страны Евросоюза. В "ЮТ-Эйр" тогда заявили, что не понимают, с чем это связано, и вообще никаких уведомлений из Европы не получали.

Обычный рейс "Сургут-Самара-Белгород". Летчики этот маршрут, наверное, знали неплохо. Оттого вдвойне странно: как это командир не видел, что самолет идет по другой траектории? Бортмеханик утверждает: приборы показывали достаточную высоту, и самолет был исправен, хотя и летал уже больше 20 лет. Правда, некоторое время назад в бортовом журнале записали, что глиссадная система давала сбои. Это система как раз контролирует траекторию снижения самолета. Впрочем, контроль - это дело не только экипажа. Есть и диспетчер на земле.

"В данной ситуации диспетчер должен четко отслеживать линию, по которой спускается самолет. То есть и курс, и глиссада, - объясняет заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболоцкий. - Здесь были нарушены две вещи: самолет отклонился от курса и снизился ниже глиссады, что недопустимо. Если диспетчер проспал, не видел этого и не дал команду, это его очень серьезная вина в данной ситуации. То есть он должен был ему скомандовать: либо иди в горизонт, либо уходи на второй круг, как угодно".

О чем говорили пилот и диспетчер, будет точно известно после расшифровки бортовых самописцев. Но уже сейчас с большой долей вероятности можно предположить, что окончательной версией окажется ошибка экипажа, как и бывало в последние годы. Это удивительно удобно всем - авиакомпаниям, надзирающим ведомствам, аэропортам, потому что не требует системных изменений в отрасли в целом. Хотя ошибки пилотов лишь отражают общее состояние в сфере пассажирских авиаперевозок.

Например, катастрофа "Аэробуса" компании "Сибирь" в Иркутске. Виновными признали пилотов. Но, по некоторым данным, погибший самолет и раньше выкатывался за полосу, а какие выводы сделало из того случая руководство "Сибири", неизвестно. Как и то, например, как долго и тщательно погибшие пилоты проходили переподготовку для полетов на "Аэробусе".

Крушение Ту-154 "Пулковских авиалиний" под Донецком. Экипаж свалил машину с предельной высоты в плоский штопор. Но правда ли, что экипаж не сел на запасной аэродром, опасаясь штрафов за перерасход топлива, а его в баках было ровно на полет Питер - Анапа - Питер, и пилот был вынужден перелетать грозовой фронт сверху - на облет сбоку не хватало керосина? И почему на месте второго пилота сидел молодой стажер, недавний выпускник летного училища? Почему для его обучения выбрали полностью забитый пассажирами самолет?

Однако стажеры - это неизбежность. В России с авиапарком стремительно стареют пилоты. Ульяновское училище в год готовит 60 курсантов. Нужно в несколько раз больше. Можно построить десятки новых самолетов или купить их за рубежом, но летать на них будет некому. "Недавно приехали из Германии ребята, и они мне сказали, что в Германии готовят две группы с углубленным знанием русского языка на внутренние линии России, - продолжает Виктор Заболоцкий. - Что это значит? Это значит, что летчиков нет в России, и не будет летчиков. По международным стандартам не будет летчиков".

Государство уже приняло ряд чрезвычайно жестких мер по исправлению ситуации. На подходе - новый самолет SuperJet-100, который заменит устаревшие. По словам министра транспорта Игоря Левитина, как раз Ту-134 - первый кандидат на замену.

Авиакомпании практически уже обязали страховать жизни пассажиров на сумму в 75 тысяч долларов. Этот шаг заставит многих пересмотреть вопросы подготовки пилотов и обслуживания авиалайнеров. Правда, на все нужно время.

Случай в Самаре - это уже третья авиакатастрофа в России за последние 9 месяцев. Еще нескольких удалось избежать чудом. И здесь - тоже чудо, что не загорелся разлившийся керосин, и удача, что самолеты в СССР строили с большим запасом прочности: фюзеляж не развалился на совсем маленькие фрагменты. Жертв могло быть гораздо больше. В идеале их не должно быть вовсе: по статистике, именно самолеты - самый безопасный вид транспорта.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Устаревший авиапарк избавляется от себя сам
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Крушение самолета в Самаре

  • Ирак: 4 года войны

  • Визит президента в Италию

  • "Нефтяное окно" в Европу

  • "Политический ремонт"

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2022. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2022.