Ramblers Top100
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Сирия:
Фугасы от ИГ
Культура:
Все - на "Экипаж"
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 25.03.2007





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

ОСК - спасение для флота
Максим Киселев





ОСК заставит всех работать
ОСК заставит всех работать

Это даже не остров погибших кораблей - настоящее корабельное кладбище в нескольких шагах от мурманских многоэтажек
Это даже не остров погибших кораблей - настоящее корабельное кладбище в нескольких шагах от мурманских многоэтажек

Двадцати лет хватило, чтобы забыть, что такое наше судостроение
Двадцати лет хватило, чтобы забыть, что такое наше судостроение

Евгений Амбросов: всего в портфеле заказов у нас на сегодняшний день девять новых судов
Евгений Амбросов: всего в портфеле заказов у нас на сегодняшний день девять новых судов

Из шести заказанных амурским корабелам судов дальневосточники   получили  только два и перевели заказы в Польшу
Из шести заказанных амурским корабелам судов дальневосточники получили только два и перевели заказы в Польшу

Просто из патриотических соображений ни один судовладелец на российские верфи не вернется
Просто из патриотических соображений ни один судовладелец на российские верфи не вернется

За 15 лет производство гражданских судов в России сократилось в восемь раз
За 15 лет производство гражданских судов в России сократилось в восемь раз

Северный субхолдинг во главе с Севмашем принесет опыт строительства крупнейших в мире субмарин
Северный субхолдинг во главе с Севмашем принесет опыт строительства крупнейших в мире субмарин

Вероятно,  главой  корпорации станет Александр Бурутин
Вероятно, главой корпорации станет Александр Бурутин

Со стапелей Балтийского завода сошел ледокол
Со стапелей Балтийского завода сошел ледокол



На прошедшей неделе президент Путин подписал указ о создании Объединенной судостроительной корпорации, цель которой - в условиях глобальной конкуренции консолидировать силы всей отрасли вокруг единого центра. Само же решение, если вспомнить, приняли еще 9 марта.

"Если в сфере военного судостроения мы сделали какие-то осмысленные шаги по поддержке этого направления, то в гражданском судостроении еще очень много предстоит сделать. Рынок есть, он большой. Нам нужно сосредоточить внимание на перспективных направлениях, там, где наше отечественное судостроение может занять существенную нишу на мировых рынках", - подчеркнул Владимир Путин. Смысл создания Объединенной судостроительной корпорации, как, впрочем, и чуть ранее авиастроительной, - развить реальную промышленность, пока Россия получает сверхприбыли от нефти и газа. Самолеты и корабли - это то, что будет продаваться и приносить доход вне зависимости от мировой конъюнктуры на энергоносители. В некотором роде это и есть диверсификация экономики, хотя авиа- и судостроение у России были, их надо не создавать, а возрождать. Заброшенные с конца 80-х отечественные верфи пустуют.

Это даже не остров погибших кораблей - настоящее корабельное кладбище в нескольких шагах от мурманских многоэтажек. Здесь только дайверам место и металлоискателям. Вековая история российского флота режется на части автогеном, и, кажется, вся гордость отечественного судостроения лежит на дне.

В таких кладбищах все побережье России. Двадцати лет хватило, чтобы забыть, что такое наше судостроение. Теперь нужно еще минимум восемь, чтобы вспомнить. Дальневосточного морского пароходства еще пятнадцать лет назад каждый сезон с неизменной помпой открывало по одной новой линии - то в японскую Ниигату, то в корейский Пусан. Но когда белоснежные лайнеры покрылись ржавчиной и пришло время строить новые, обратиться к соотечественникам не рискнули - был печальный опыт.

"Всего в портфеле заказов у нас на сегодняшний день девять новых судов. Семь судов мы планируем построить на судоверфи в Польше, два судна - в Китае. А в России качество судов оставляет желать лучшего. Если сравнить с качеством китайского судостроения, наши суда, которые мы получили, в негативную сторону отличаются значительно", - пояснил генеральный директор ОАО "Дальневосточное морское пароходство" Евгений Амбросов. Еще и сроки. Из шести заказанных амурским корабелам судов дальневосточники получили только два и перевели заказы в Польшу. Теперь пароходство дает работу судостроителям в Щецине - там надежнее и выгоднее.

"Было, конечно, очень тяжело, когда распался Советский Союз - наш основной заказчик. Но мы выжили и теперь предоставляем судовладельцам выгоднейшие условия: предоплата лишь 6%. Только четверть стоимости судна выплачивается в процессе строительства, остальное - после спуска на воду", - рассказал маркет-менеджер судостроительной верфи в Щецине Петр Гумовский.

Просто из патриотических соображений ни один судовладелец на российские верфи не вернется. Цифры действительно шокируют: за 15 лет производство гражданских судов в России сократилось в восемь раз, а, кажется, более благополучное военное кораблестроение - в шестьдесят. Современное российское судостроение, как порт в период между навигациями, когда из нескольких десятков кранов работает один, перекидывая из одной кучи в другую самый дешевый груз - песок. Объединенная судостроительная корпорация должна заставить работать все. Но для этого нужны заказы. А они почти все пока за рубежом. 95% морских судов, работающих под российским флагом, - импорт. Часто подержанный, исчерпавший свой ресурс.

Только что созданная корпорация, объединив все госактивы российского судостроения должна, до 2015 года получить инвестиций на 140 миллиардов рублей и отобрать у европейских коллег хотя бы часть заказчиков. Первое время, конкурируя ценой.

Самой структурой корпорация призвана закрыть все основные направления, где российское судостроение может быть конкурентоспособным. Северный субхолдинг во главе с Севмашем принесет опыт строительства крупнейших в мире субмарин. Западный - с центрами в Калининграде и Питере - потенциал конструкторских бюро и НИИ с их проектными разработками и испытательными стендами. Вклад Дальнего Востока - десятки судостроительных заводов, до сих пор способных собрать все - от подводной лодки до сейнера. Планируемый рост производства в ближайшие восемь лет - 220%. Уже определено место прописки центрального офиса корпорации - Санкт-Петербург. Логичность предложения губернатора Петербурга Валентины Матвиенко никто из высших госчиновников оспаривать и не пытался.

"В Санкт-Петербурге сосредоточены основные конструкторские бюро и расположен Крыловский научный центр - своего рода Академия наук судостроения. Здесь весь интеллектуальный судосторительный центр", - отметил первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов.

Вероятно, главой корпорации станет Александр Бурутин. Он хоть и советник президента по военно-технической политике, но больше внимания готов уделить гражданскому судостроению.

"Это рыбопромысловый флот, создание судов и средств для освоения шельфа, научно-исследовательский и ледокольный флот, речной, суда двойного назначения "река-море". Именно на этих сегментах мирового рынка Россия может занять довольно значимую нишу. Эта задача сегодня стоит перед корпорацией в целом", - заявил Александр Бурутин.

Тут главное - уйти от гигантомании. Прежних позиций не вернуть. Конкуренты из Кореи, Японии и даже Китая далеко впереди. У нас же есть, пусть их и немного, заводики, несмотря ни на что зарабатывающие на судостроении. Они готовы работать для России, но пока родине достаются только налоги и рабочие места. Всю продукцию, например, ООО "Светловский судоремонт" - элементы судов - скупают поляки, собирая из них контейнеровозы для немцев и скандинавов.

"Если есть потенциальные возможности, к ним нужно приложить финансовые, сырьевые и людские ресурсы. Тогда будет результат через 3, 5, 7 лет. Он будет", - уверен директор ООО "Светловский судоремонт" Сергей Киселев.

Северодвинские "Звезда" и "Севмаш" - базовые предприятия Северного субхолдинга. Здесь лучше многих понимают, с каким грузом за плечами стартует новая корпорация.

"К нам должны присоединиться еще два предприятия Черноморского бассейна. Я там был. Ситуация тяжелая. У них даже нет плавучего дока, чтобы суда ремонтировать", - отметил генеральный директор ФГУП "Звезда" Николай Калистратов.

Что там доки - людей нет! Лучшие специалисты покинули верфи еще в 90-х. Кто - на рынок, кто - на дачу. Сварщик корабельных корпусов "Звезды" Павел Швед - в гараж. Опыт корпусника пригодился. Восемь лет вместо корабельных корпусов варил железные ограды. "Глушители варил, ворота плетеные. Платили и деньгами, и натурой, например, мясом", - говорит Павел.

На завод "Звезда" в приморском Большом Камне он все-таки вернулся - работать больше некому. Суда почти не строят. В основном разбирают отслужившие подлодки. Павел думает, поэтому и нет ему смены. "Утилизируем в основном, а молодежь это не захватывает. Каждому ведь хочется что-то построить, тем более корабль", - рассуждает он.

Питер, где пропишется новая корпорация, словно продемонстрировал: вот оно - начало - со стапелей Балтийского завода сошел ледокол. Но это же стало и лучшей иллюстрацией, что происходило с российским судостроением несколько десятилетий. Судно строили к 50-летию Победы, а сдали накануне 62-й годовщины. Может быть, к 70-летнему юбилею научаться укладываться в сроки.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Великому Ростроповичу - 80
  • ОСК - спасение для флота
  • Москва и Пекин: роман по расчету
  • Россия - Эстония - 2:0
  • Иран не понял намек
  • Казахстан - союзник или конкурент?
  • Ракетный удар по генсеку ООН
  • Дипломат погорел на антиквариате
  • Взрыв в "Макдоналдсе" сочли терактом
  • Коммунисты подвели итоги выборов
  • "Наши" "позвонили" Путину
  • Новоиспеченные министры
  • О чем поет Сердючка?
  • Бокс без политики
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Россия погрузилась в траур

  • Бюджет на три года

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2022. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2022.