Для России прошедшая неделя была неделей утрат и прощаний. И началось все в понедельник, 23 апреля, с новости о кончине Бориса Ельцина - первого президента страны. Он так давно не давал поводов говорить о своем здоровье, что страна как будто окончательно успокоилась. Сообщение об остановке сердца, прежде чем выдать в эфир, журналистам хотелось многократно перепроверить. Это было внезапно и даже как-то похоже на Бориса Николаевича. Многие его поступки для России часто были такими же неожиданными.
Борис Николаевич "ненадолго вернулся в Кремль", как он сам пошутил. 1 февраля 2006 года, Ельцину - 75 лет. Отпраздновать юбилей в Большом Кремлевском дворце предложил Владимир Путин. И вот идут гости, всего приглашены 250 человек: Марк Захаров, Галина Волчек, Александр Лукашенко, Гельмут Коль и многие другие.
Теплые объятия с Нурсултаном Назарбаевым, потом Аскар Акаев - это уже после "тюльпановой" революции. Он рассказывал с каким трудом вывозил из Бишкека коллекционные ореховые шахматы в подарок Ельцину. Президент Чувашии Николай Федоров подарил юбиляру настоящие валенки, но почему-то в стеклянном кофре. Вот и Билл Клинтон. Ему Борис Николаевич говорит: "Молодец, что приехал" и сразу просит не мешать встречать остальных.
Подарок от семьи Путиных - ловчая птица французского скульптора, специально для любителей охоты. Еще один гость, к которому юбиляр выходит сам, - патриарх Алексий Второй. О нем Борис Ельцин еще не раз вспомнит во время своих тостов, которые произносил громко и со своей, особой, расстановкой.
"Я имею право начинать праздновать юбилеи, поскольку я на пенсии. У меня была трудная жизнь, трудная судьба. Но я ее одолел. Одолел с помощью Наины. Мы любим друг друга 50 лет. Это только после женитьбы. А еще до этого пять лет любили. И к чему же я пришел? Я всю жизнь не был доволен собой. Я никогда не считал себя счастливым. Никогда! До 1 января 2000 года. Я проснулся 1 января, мы с Наиной обнялись и сказали: "Вот сейчас мы счастливы с тобой!" - сказал на тогда Ельцин.
Лето 1995-го. Встреча с однокурсниками под Москвой в пансионате "Бор". Валентина Соколова, заслуженный архитектор России, однокурсница и старинная подруга Ельциных. Она танцует с Борисом Николаевичем. В этом танце, как говорили потом его друзья, - весь Ельцин. Сложный хореографический рисунок, придуманный на ходу, и жесткий экспромт, как в политике, заключительное па-де-де.
Танцы ровно через год. Предвыборная кампания. Только после смерти Бориса Ельцина была открыта врачебная тайна. Именно во время того танца с ним случился очередной инфаркт. Ему категорически воспрещались тогда физические нагрузки. Кардиологи говорят, что любой человек на месте Ельцина в этот момент должен был упасть в обморок от болевого шока. Даже предположить, что он тогда не очень хорошо себя чувствовал, можно с трудом. Это был один из нескольких его инфарктов. Потом будет победа на выборах, операция на сердце, которое остановится через десять лет.
|