Ramblers Top100
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 06.04.2008





видеорепортаж

фоторепортаж


Стройка века

По трубе пустили роботов
Алёна Рогозина





2 апреля в нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" была подана первая нефть
2 апреля в нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" была подана первая нефть

Трасса протяженностью в 4770 километров начинается в Тайшете, а финиширует у Японского моря
Трасса протяженностью в 4770 километров начинается в Тайшете, а финиширует у Японского моря

Первоначально трубу планировали проложить почти у берегов Байкала
Первоначально трубу планировали проложить почти у берегов Байкала

От некоторых российских новейших технологий округляются глаза у японцев
От некоторых российских новейших технологий округляются глаза у японцев

До половодья строителям еще нужно успеть уложить на дно, в траншею, многометровую трубу
До половодья строителям еще нужно успеть уложить на дно, в траншею, многометровую трубу

Сварщики - главная ударная сила стройки
Сварщики - главная ударная сила стройки

Владимир Мурзин: экскаватор с пантона разбивал лед, ковши ломались. Очень здесь много сложностей
Владимир Мурзин: экскаватор с пантона разбивал лед, ковши ломались. Очень здесь много сложностей

Когда японцы увидели, как их "бурилки" плавают среди двухметровых льдин, сначала не поверили, а потом попросили фотографию на память
Когда японцы увидели, как их "бурилки" плавают среди двухметровых льдин, сначала не поверили, а потом попросили фотографию на память

Летчики заправляю керосином запасные баки и детально прорабатывают дальнейший маршрут
Летчики заправляю керосином запасные баки и детально прорабатывают дальнейший маршрут

"Меня поразили данные: две трубы стоят 500 тысяч рублей каждая. Правда это или нет, не знаю", - говорит Вячеслав Куликов
"Меня поразили данные: две трубы стоят 500 тысяч рублей каждая. Правда это или нет, не знаю", - говорит Вячеслав Куликов

На юге Якутии зачастую бывает так: рядом с буровыми вышками нефтяников - город, с деревянными тротуарами и черными бараками времен соцреализма
На юге Якутии зачастую бывает так: рядом с буровыми вышками нефтяников - город, с деревянными тротуарами и черными бараками времен соцреализма

"У многих оленеводов нет даже дома в поселке. Всю жизнь в тайге живут", - пояснил зоотехник Александр Куликов
"У многих оленеводов нет даже дома в поселке. Всю жизнь в тайге живут", - пояснил зоотехник Александр Куликов

Пока стройка не закончена, нефть будут оправлять на Запад, на перерабатывающие заводы и терминалы Центральной России
Пока стройка не закончена, нефть будут оправлять на Запад, на перерабатывающие заводы и терминалы Центральной России



Важнейшее событие прошедшей недели, которое для российской экономики, а то и для политики, безусловно, является знаковым: 2 апреля в нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" была подана первая нефть. Это первый участок грандиозного проекта, который изменит энергетическую карту континента.

Трасса протяженностью в 4770 километров начинается в Тайшете, идет по Иркутской области в Бурятию, Якутию, Амурскую область и финиширует у Японского моря. Здесь, в Приморье, будет построен нефтяной порт. Все это открывает для российской нефти огромный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. В то время пока Европа озабочена диверсификацией поставок энергоносителей как потребитель, Россия решает проблему диверсификации как поставщик и добавляет себе восточное направление.

Первоначально трубу планировали проложить почти у берегов Байкала. Но это вызывало опасения экологов, и по предложению Владимира Путина нефтепровод теперь пройдет гораздо севернее. "Экологическая безопасность" - девиз этой стройки века.

От некоторых российских новейших технологий округляются глаза у японцев. К строителям из девственной тайги выходят непуганые животные. Рады внезапному приходу цивилизации на эвенкийских стойбищах.

Вертолет Ми-8 кружил над якутской рекой Гилюй. По-весеннему тревожно. Высокий уровень воды. До половодья строителям еще нужно успеть уложить на дно, в траншею, многометровую трубу. Здесь, на самом дальнем участке нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", новость о том, что первые 238 километров заполняют нефтью, отметили фейерверком сварочных аппаратов.

"Уклон горы - 40 градусов. Техника скатывалась. Труба выстреливала очень высоко", - рассказывает мастер участка строительно-монтажных работ Сергей Бойко.

Сварщики - главная ударная сила стройки. Их задача - максимально точно (допустимая погрешность - не больше трех миллиметров) соединить трубы. Стыки варят в четыре этапа специальными машинками, по два раза каждый шов. От ветра и снега - палатка. Внутри соединение дополнительно защищают газовым облаком из аргона и углекислоты. На выходе - гладкий и прочный шов. Здесь говорят, получается "змейка". Уникальную сварку в строительстве отечественных нефтепроводов применяют впервые.

"Экскаватор с пантона разбивал лед, ковши ломались. Очень здесь много сложностей", - отметил мастер участка подводно-технических работ Владимир Мурзин.

Экскаваторы на понтонах всю зиму держали "майну". Чистили ото льда громадную, длинной в полтора километра, прорубь на Лене. Сильное течение. Глубина - семь метров. Бурить подводную траншею помогают водолазы. Для такой работы еще даже технику не придумали, объясняет Владимир Мурзин, пришлось усовершенствовать наземную. Рассказывает, когда японцы увидели, как их "бурилки" плавают среди двухметровых льдин, сначала не поверили, а потом попросили фотографию на память.

Олекминский район Якутии - даже по меркам Крайнего Севера очень труднодоступное место. В обычное время добраться сюда можно только по Лене в навигацию. Кажется, здесь сама природа и против человека, и против этой стройки. Здесь даже в апреле по ночам - минус двадцать, днем - минус десять.

Ветер гонит снежные тучи. Летчики заправляю керосином запасные баки и детально прорабатывают дальнейший маршрут. На небесной карте от руки нарисована "труба" - главный ориентир в этих краях, объясняет Вячеслав Куликов. Он командир вертолета. О таких говорят: "Его Север затянул".

Куликов отлетал целую жизнь. Тридцать пять лет - над тайгой. Вспоминает, как тяжело было в 90-х - тогда в Якутии закрылись почти все аэропорты. Высококлассные северные пилоты пересели за рычаги вездеходов. Сам он ушел на пенсию. Когда начали строить нефтепровод, вернулся. Работы много, и по ней он, конечно, соскучился.

"Меня поразили данные: две трубы стоят 500 тысяч рублей каждая. Правда это или нет, не знаю", - говорит Вячеслав Куликов.

На юге Якутии зачастую бывает так: рядом с буровыми вышками нефтяников - город, с деревянными тротуарами и черными бараками времен соцреализма. Бензин - 30 рублей за литр, молоко - 60. С приходом строителей даже оленеводы-эвенки говорят, что "труба трубой - нужно строить цивилизацию". В стойбище на реке Иенгре (Ветвистые рога) - меховые палатки. Здесь нет даже обычной рации, не говоря уже о телефонах и спутниковой навигации. "У многих оленеводов нет даже дома в поселке. Всю жизнь в тайге живут", - пояснил зоотехник Александр Куликов.

Коренные жители боятся, что большая стройка испортит оленьи пастбища и, как здесь говорят, "загрязнит экологию". Демонстрируя абсолютную безопасность нефтепровода, строители показывают уникальные трубы - они защищены трехслойным изоляционно-полимерным покрытием. Толщина стенки - 29 миллиметров. Высоколегированная сталь выдержит землетрясение больше 8 баллов, мороз до минус 80 и давление в 250 атмосфер. Такое производство в России налажено впервые.

Прежде чем пустить нефть, по трубе пустили робота. Он способен "разглядеть" дефект размером даже микрон, объясняют эксперты Ростехнадзора. Они, как врачи, измеряют температуру металла, просвечивают его рентгеном и прослушивают ультразвуком.

Узкая лента стройки - в иллюминаторе вертолета. Через сейсмически опасные районы, вечную мерзлоту в сверхпрочных гранитных скалах траншею пробивают узконаправленными взрывами.

Сегодня нефтяники в Якутии вскрывают шельф, бурят скважины "на перспективу". Здесь уверены, что без новой транспортной магистрали "Восточная Сибирь - Тихий океан" невозможно освоение перспективных месторождений.

1461-й километр стройки. Так называемая "корона Байкала" - тот самый участок, что передвинули в глубь тайги, подальше от озера. Это серьезно удлинило нефтепровод. Чтобы уложиться в назначенные сроки, строители работают и днем, и ночью, кладут трубу по 800 метров в сутки.

Монтажная колонна в предгорьях Байкала - это место идеальной - классической - красоты. Рабочая полоса всего пятьдесят метров - дальше не ступала нога человека, и снег такой белизны, что в солнечную погоду без темных очков глазам больно. Романтики много, соглашается Павел Высоцкий, бригадир сварщиков. Двадцать два года. Сюда он приехал сразу после института.

"Достойная зарплата - это главная. Начинать жизнь надо с чего-то. Для этого нужно попасть на большую стройку", - отметил Павел.

У стройки очень молодое лицо. Ребята из Самары, Челябинска, Омска. Они едут со всей России. Живут в разноцветных вагончиках. Связь с "материком" - через спутник. Есть баня, тренажерный зал. В столовой специальное - северное - меню: пироги, борщ, десять салатов.

По соседству - в вагончике для "семейных" - встречают гостей из Москвы. Инженер Петр Вахтеров берет гитару. На Севере все мелодии о главном - о любви. Задушевные разговоры перебила рация: срочно к пятой задвижке нужен экскаватор - у сварщиков кончились электроды. Еще кто-то сквозь треск просит передать водителю трубовоза Батурину, что завтра у него вторая смена.

Пока стройка не закончена, нефть будут оправлять на Запад, на перерабатывающие заводы и терминалы Центральной России.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • По трубе пустили роботов
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Историческая встреча

  • Россия - НАТО: откровенная дискуссия

  • Стройка века

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2022. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2022.