Ramblers Top100
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 29.06.2008





видеорепортаж

фоторепортаж


Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Церковное единение
Илья Канавин





Об объединении мечтали как о чуде
Об объединении мечтали как о чуде

Двадцать лет назад они не могли не то что молиться вместе. Простой бытовой разговор между этими людьми казался невозможным
Двадцать лет назад они не могли не то что молиться вместе. Простой бытовой разговор между этими людьми казался невозможным

Почти век священники, прихожане по разные стороны границ тогда еще Советского Союза считали друг друга чужими
Почти век священники, прихожане по разные стороны границ тогда еще Советского Союза считали друг друга чужими

Гражданская война, кровь, чужие страны и своя боль у каждого
Гражданская война, кровь, чужие страны и своя боль у каждого

Не по-церковному скандальная история с епископом Анадырьским и Чукотским Диомидом
Не по-церковному скандальная история с епископом Анадырьским и Чукотским Диомидом

Поддерживали своего пастыря у стен Храма Христа Спасителя прихожане
Поддерживали своего пастыря у стен Храма Христа Спасителя прихожане

Священники, стоявшие среди них, как бы невзначай закрывали лицо от камеры
Священники, стоявшие среди них, как бы невзначай закрывали лицо от камеры

Призыв бороться с  конфессиями и национальностями - прямое разжигание религиозной и национальной вражды
Призыв бороться с конфессиями и национальностями - прямое разжигание религиозной и национальной вражды

Митрополит Кирилл: у церкви совершенно другой подход к истории. Она дорожит единым цивилизационным простанством
Митрополит Кирилл: у церкви совершенно другой подход к истории. Она дорожит единым цивилизационным простанством

Илларион: мы входили в РПЦ потому что считали, что это один народ. Русские, белорусы, украинцы
Илларион: мы входили в РПЦ потому что считали, что это один народ. Русские, белорусы, украинцы



Наглядным доказательством единства Русской Церкви стал состоявшийся на прошедшей неделе Архиерейский Собор. В нем также впервые участвовали представители зарубежных православных епархий. Вместе обсуждали не только внутрицерковные вопросы. Одной из главных стала тема, которую однажды уже поднимал патриарх Алексий Второй, выступая в Страсбурге перед евродепутатами.

Либеральные ценности вошли в конфликт с христианской моралью. Права человека поставлены выше нравственности. В пример приводят узаконенные в ряде стран однополые браки, к которым окружающих заставляют относиться уже не как к греху.

На Соборе приняли документ о православном подходе к правам человека. Архиереи уже представляют, какой шквал осуждения он вызовет в Европе. Но и российские, и зарубежные иерархи теперь идут на это вместе.

Двадцать лет назад они не могли не то что молиться вместе - простой бытовой разговор между ними казался невозможным. Почти век священники, прихожане по разные стороны границ тогда еще Советского Союза считали друг друга чужими, враждебными - Советская Россия и белая эмиграция. Гражданская война, кровь, чужие страны и своя боль у каждого. Они говорили "Святая Русь" и были уверены, что говорят о разных странах.

Об объединении мечтали как о чуде. Объединились год назад. Как о чуде говорят сейчас, что понимают друг друга так, будто не было почти ста лет отчуждения. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви с участием иерархов зарубежных епархий - событие выдающееся. Впервые православные американцы, австралийцы, казахи, японцы, россияне говорят о том, как жить и служить вместе.

Скромный фуршет в маленьком кафе в центре Москвы. Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион. Он немного стесняется своего акцента, которого во время молитвы нет. Русский он выучил не так давно. Его родители эмигрировали в Канаду с Волыни. Их родной язык - украинский. Их родная Церковь - Русская Православная. Но и тогда, в начале прошлого века, они не признали появившуюся за рубежом Украинскую Православную Церковь.

"Мы входили в РПЦ, потому что считали, что это один народ: русские, белорусы, украинцы. Поэтому не входили в УПЦ, которая отделилась", - говорит митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской Православной Церкви за границей Илларион.

"Православие настолько сплотилось с русской нацией, что даже в эмиграции только те люди сохранили свою русскость, которые остались при Церкви. Люди, которые не были церковными, очень быстро ассимилировались", - отметил протоиерей Петр Холодный, казначей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей.

Правнук Петра Столыпина Николай Случевский - из тех, кто не ассимилировался. Родившись в Калифорнии, родиной считает Россию. Рассказ о том, как дела в Сан-Франциско начинает так: "Сколько молодых ходит в церковь! Это новое для нас".

На Архиерейском Соборе говорили не только о приятном. Не по-церковному скандальная история с епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, точнее епископом он был два дня назад - теперь извергнут из сана. Поддерживали своего пастыря у стен храма Христа Спасителя прихожане. Своих лиц они не прятали, а вот священники, стоявшие среди них, как бы невзначай закрывали лицо от камеры.

Стесняться есть чего. Если протест Диомида против паспортов и налогового учета - просто мракобесие, то призыв бороться с другими конфессиями и национальностями - прямое разжигание религиозной и национальной вражды. Это в терминологии Уголовного кодекса. В церковном понимании - раскол. Раскольника призвали покаяться, но ответа нет.

Слово "раскол" на соборе звучало часто. "Мы знаем, что раскол - это беда. Будут делить святых на своих чужих, будет в Церкви хаос. Конечно, главная цель через раскол осуществить политическую линию для, чтобы поссорить народы Украины и России", - заявил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.

Украина. Менялись президенты, случались революции, но попытки официального Киева отделить Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата от РПЦ не прекращались никогда. Само словосочетание "Московский Патриархат" для украинского истеблишмента - это уже сигнал к атаке, будто существует политический выбор, например, между НАТО и каноническим православием.

"Вообще Церковь к политическим границам относится, как к человеческим игрушкам. Сегодня одни границы, завтра - другие. А у Церкви совершенно другой подход к истории. Она дорожит единым цивилизационным пространством, выражаясь светским языком. А церковным языком я бы сказал так: духовно-культурным пространством. Есть попытка разрушить это цивилизационное пространство, перекроить его. Но мы спрашиваем: а что, разве это в первый раз за тысячу лет?" - сказал митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Кирилл.

Не в первый. Православие на Украине пытались изжить многократно. Еще в XVII веке католический митрополит Андрей Шептицкий предлагал создать в Малороссии самостоятельную Православную Церковь. Кое-что тогда удалось. Те, кто стали самостоятельными, вскоре вошли в униат с католиками, по сути, были ими поглощены.

"Сейчас на Украине есть так называемая "Украинская независимая Церковь", которую возглавляет изверженный из сана и отлученный от Церкви Филарет (Денисенко). Он уже несколько раз заявлял о том, что необходимо объединение с Католической церковью. Зачем это надо?" - спрашивает архимандрит Тихон Шевкунов, наместник московского Сретенского монастыря.

Чтобы окончательно поменять менталитет людей. Что будет с теми, кто не захочет меняться и жить по своей вере и своей совести?

О том, какие споры шли на Соборе вокруг православной концепции прав человека, судить можно только по косвенным признакам. Принята она единогласно, но споры были. Стоит ли Церкви вторгаться в светские дела? Нужно ли критиковать светские законы? Решили, что если светский закон легализует грех, то да. В человеческом смысле однополый брак - противоестественен. В церковном - греховен.

"Нам задают вопрос: что вы хотите делать? В рамках существующих парадигм добиваться неких своих прав? Или вы хотите менять мир? А я задаю вопрос: а сексуальные меньшинства чего хотят? В рамках существующей законодательной парадигмы и традиции действовать? Или они хотят изменить мир? Они хотят изменить мир. И они его меняют. Если это позволено для сексуальных меньшинств, почему это не позволено для верующих людей?" - отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Священник меняет мир проповедью и миссионерством. В православии традиции миссионерства не так сильны, как у католиков или мусульман. И нужно ли что-то здесь менять? Только ли в Церкви можно проповедовать Евангелие?

"Группы московских священников требовали, чтобы Собор запретил миссионерство. То есть только в одной форме, чтобы стоял батюшка в храме и церковными глаголами говорит, а больше ничего - ни проповеди на рок-концертах, ни на спортивных состязаниях. Все хотели запретить. Собор не пошел на поводу у этих крикунов. Это хорошо", - считает дьякон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии.

Православный священник на улицах Москвы, Таллина, Шанхая, Торонто - картина уж точно не привычная. Но двадцать лет назад 42 церкви в Москве - это было привычно. Сейчас их 600. Храмы строят повсюду. А в Софрине делают все для храмов. И здесь иерархи со всего мира выбирают для них церковную утварь. Правда, слово "утварь" к этому великолепию не подходит.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Церковное единение
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Страсти по Евро-2008

  • Россия и ЕС вышли на новый уровень

  • Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2020. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2020.