Ramblers Top100
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Сирия:
Фугасы от ИГ
Культура:
Все - на "Экипаж"
Политика:
Навстречу выборам
Украина:
Радикалы, наизготовку!

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 07.09.2008





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

Тоннель жизни
Евгений Рожков





Прежде чем проехать нужно пройти еще паспортный контроль, границу и таможню
Прежде чем проехать нужно пройти еще паспортный контроль, границу и таможню

Рокский тоннель - единственный путь из Южной Осетии в Северную, то есть в Россию
Рокский тоннель - единственный путь из Южной Осетии в Северную, то есть в Россию

Михаил Миндзаев: "Основным для войск Саакашвили был Рокский тоннель. Они должны были выйти к нему с боями в первые же сутки"
Михаил Миндзаев: "Основным для войск Саакашвили был Рокский тоннель. Они должны были выйти к нему с боями в первые же сутки"

Строили же Рокский тоннель, что называется, всей страной
Строили же Рокский тоннель, что называется, всей страной

Проектировали тоннель в Ленинграде и там с самого начала учитывали особенности горной местности
Проектировали тоннель в Ленинграде и там с самого начала учитывали особенности горной местности

Запас надежности и прочности такой, что взорвать этот тоннель почти невозможно
Запас надежности и прочности такой, что взорвать этот тоннель почти невозможно

Вокруг тоннеля выстроили кольца безопасности, внутри установили 32 камеры наблюдения
Вокруг тоннеля выстроили кольца безопасности, внутри установили 32 камеры наблюдения

Проверку автомобилей ужесточили до того, что отбирают даже безобидные трофеи
Проверку автомобилей ужесточили до того, что отбирают даже безобидные трофеи

Охраняют всю Транскавказскую магистраль, начиная с Алагирского кольца до центра Южной Осетии
Охраняют всю Транскавказскую магистраль, начиная с Алагирского кольца до центра Южной Осетии

Теперь на месте грузинской базы стоит отряд югоосетинского ОМОНа
Теперь на месте грузинской базы стоит отряд югоосетинского ОМОНа



Интернациональные бригады, в том числе и грузины, когда-то работали и в Южной Осетии на строительстве знаменитого Рокского тоннеля. Мощнейшее сооружение, длиной 3723 метра. Один из самых высокогорных в мире. Так получилось, что во время последних боев именно по этому тоннелю и спасались беженцы от грузинских танков. Через него в Цхинвали пришла помощь из России.

Талон - это только одна из степеней защиты Рокского тоннеля. Прежде чем проехать насквозь Большой Кавказский хребет, нужно пройти еще паспортный контроль, границу и таможню, а затем еще досмотр на предмет оружия и боеприпасов. Такая осторожность вполне оправдана: Рокский тоннель - единственный путь из Южной Осетии в Северную, то есть в Россию. Поэтому первое, что планировали войска Саакашвили, - этот путь перекрыть.

"Они должны были выйти к нему с боями в первые же сутки, захватить Джаву и встать к тоннелю", - пояснил министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев.

Это подтверждают и водители автобусов, которые в первые дни под пулями и огнем "Градов" вывозили из Цхинвали детей, чтобы спасти. Водитель автобуса Николай Житников видел грузинский самолет, летевший прямо на тоннель.

"Самолет прямо над тоннелем кружил, намеревался мины сбросить. И хорошо, что наши истребители появились. Выстрелила ракета по истребителями, но не попала. И он деру дал. Они стали его преследовать", - вспоминает Житников.

О том, что было бы, если бомбардировка произошла, местные жители стараются даже не думать.

"Если бы взорвали Рокский тоннель, то считайте, что ни одного осетина не было бы в живых", - говорит местная жительница Гульмира Санакоева.

Строили же Рокский тоннель всей страной. Здесь трудились энтузиасты из десятков городов Союза. Самый длинный в мире на тот момент тоннель прокладывали десять лет. Шли сразу с двух сторон. Встречу - сбойку, как называют ее горняки, - приближали как могли.

"Организовали лучший отряд. Лучших проходчиков выбрали. Не всех пустили сюда. Менялись через каждые 15 минут, чтобы ускорить и три дня считали, сколько осталось минут, сколько метров", - рассказывает строитель тоннеля Леван Кортиев.

Кадры встречи. Они сделали то, о чем их предки мечтали несколько столетий. Такого же праздника, как был тогда, здесь больше не помнят.

Хасан Козонов праздновал вместе со строителями. До появления тоннеля ему приходилось ходить через перевал по горным тропам. Если налегке, управишься за сутки. Если с грузом, минимум трое. Теперь эта дорога занимает пять минут. Проектировали Рокский тоннель в Ленинграде. Там с самого начала учитывали особенности горной местности, то, что здесь бывают землетрясения и довольно сильные. Сейсмопрочность получилась 9 баллов благодаря особенностям, о которых мало кто знает. Над пятью метрами тоннеля есть еще метра три, не меньше. Потом идут бетонные перекрытия и целый километр породы горы Сох. Система вентиляции за 20 лет, конечно, устарела, но все равно позволяет пропускать вместо положенных 2,5 тысяч автомобилей в сутки 5 тысяч. Запас надежности и прочности такой, говорят дорожники, что взорвать этот тоннель почти невозможно. "Это невозможно, - убежден руководитель северо-осетинского филиала ФГУП "Росавтодор" Гийоз Макиев. - Надо им сюда прийти, неделю поработать, чтобы каждые очаги заложить. Кто им разрешит такие вещи?!"

Попытки были, вспоминают пограничники. В 1991-м они в последний момент остановили грузинский "ГАЗ-66", груженый тротилом. Чтобы исключить даже возможность этого сейчас, вокруг тоннеля выстроили кольца безопасности. Внутри установили 32 камеры наблюдения, а проверку автомобилей ужесточили до того, что отбирают даже безобидные трофеи. Охраняют не только Рокский перевал - охраняют всю Транскавказскую магистраль, начиная с Алагирского кольца до центра Южной Осетии. Причем обычным путникам часто этого не видно. Например, за мостом через реку Закка-дон пристально следят практически из музея основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова.

Сложнее всего было контролировать дорогу, проходящую через грузинские анклавы. В Цхинвал - кроме как через них, не попадешь. Здесь была своя грузинская власть, своя полиция и вооруженные силы. И с помощью них, считают осетины, Саакашвили рассчитывал взять Цхинвали в кольцо.

Теперь на месте грузинской базы стоит отряд югоосетинского ОМОНа. Села вернулись под юрисдикцию Цхинвали, а Транскам, покрытый воронкой от взрывов, будут восстанавливать - решение уже принято.

"До 2015 года будет выделено 23 миллиарда рублей. С галереями и проходами. Так мы сможем уйти от схода лавин", - отметил Гийоз Макиев.

Кроме того, планируют построить еще один тоннель. Но это далекие планы. Пока Южная Осетия будет укреплять отношения с внешним миром через Транскам.

В центре Цхинвали заканчивается 160 километров Транскама и начинается новая мирная жизнь. Уже независимому Цхинвали, чтобы прийти в себя, нужно очень много сил и средств. Сил хватит. Осетины не раз доказывали, что воля у них есть. Материально обещала помочь Россия. Поэтому и Рокский тоннель, и вся Транскавказская магистраль по-прежнему остаются стратегическими объектами. Или просто дорогой жизни.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • У "Бумажного солдата" - два приза Венецианского кинофестиваля
  • Тоннель жизни
  • AiRUnion подрезали крылья
  • Возвращение колоколов
  • Новая станция метро ко Дню города
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Сотрудничество во имя безопасности

  • Гарант мира

  • Санкций не будет

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.