Ramblers Top100
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Сирия:
Фугасы от ИГ
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 07.09.2008





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

AiRUnion подрезали крылья
Борис Соболев





Братья-близнецы Абрамовичи к своему знаменитому чукотскому однофамильцу отношения не имеют
Братья-близнецы Абрамовичи к своему знаменитому чукотскому однофамильцу отношения не имеют

Владимир Медведев: "У нас не было кредиторов, с которыми мы не могли бы рассчитаться"
Владимир Медведев: "У нас не было кредиторов, с которыми мы не могли бы рассчитаться"

"Почему мы-то виноваты?! Мы заплатили деньги", - возмущены люди
"Почему мы-то виноваты?! Мы заплатили деньги", - возмущены люди

Казалось, еще немного - и Абрамовичи обгонят "Аэрофлот"
Казалось, еще немного - и Абрамовичи обгонят "Аэрофлот"

Чужих к этой "золотой жиле" просто не подпускали
Чужих к этой "золотой жиле" просто не подпускали

Неужто красноярские братья на самом деле тащили из него все, что плохо лежит?
Неужто красноярские братья на самом деле тащили из него все, что плохо лежит?

"Как у нас сбытовая сеть билетов KrasAir вдруг оказалась", - спрашивает Олег Харченко
"Как у нас сбытовая сеть билетов KrasAir вдруг оказалась", - спрашивает Олег Харченко

Прежде чем сказаться нищим, AiRUnion продал наперед 160 тысяч билетов - до ноября включительно
Прежде чем сказаться нищим, AiRUnion продал наперед 160 тысяч билетов - до ноября включительно

Тем  временем с самолетами альянса творилось что-то странное. С калейдоскопической скоростью они меняли владельцев, эксплуатантов
Тем временем с самолетами альянса творилось что-то странное. С калейдоскопической скоростью они меняли владельцев, эксплуатантов

Расследование краха  AiRUnion займет, очевидно, многие месяцы.
Расследование краха AiRUnion займет, очевидно, многие месяцы.

Двое, трое, даже пятеро суток, проведенные в пути
Двое, трое, даже пятеро суток, проведенные в пути



Начиная с середины августа российские аэропорты были переполнены тысячами пассажиров - это рухнул альянс AiRUnion. Люди оказались в заложниках. С управлением не справился плохой менеджмент, в котором состояли в том числе и функционеры Минтранса. Но подать в отставку - такое понятие не входит в поведенческий стиль наших чиновников. Дело дошло до того, что вмешаться пришлось первым лицам страны. Решение нашли: путем слияния нескольких компаний будет создан крупнейший авиаперевозчик. Что касается текущей ситуации, то задержка рейсов постепенно сводится к нулю. Что же произошло с почившим альянсом?

Братья-близнецы Абрамовичи. Похожие, как близнецы братья. К своему знаменитому чукотскому однофамильцу отношения не имеют. Начинали инженерами на красноярском авиапредприятии. В 1998-м с благословения тогдашнего генерал-губернатора Лебедя это предприятие возглавили, подвинув прежнее руководство.

"У нас не было кредиторов, с которыми мы не могли бы рассчитаться. У нас не было ситуации, что в порту не было топлива. И не было ситуации, когда рейсы останавливали за наши долги перед кем-то", - сказал Владимир Медведев, в 1991-1998 годах - генеральный директор ОАО "Красноярские авиалинии".

Это он вспоминает о лихих 90-х. Даже когда у других все рушилось, падало и рассыпалось на излете, KrasAir летал и приносил миллионы. И вдруг такое пике.

"Мы заплатили 70 тысяч этой компании и не знаем, когда улетим! Нас не кормят, а у меня уже и денег нет", - возмущается одна из пассажирок.

"Как может понравиться спать на скамеечках! Холодно. Спим в одежде. Вместо подушки у меня - кулачок, у детей - сумочки дамски. Так провели сутки", - говорит другая пассажирка.

Тысячи пассажиров, томящихся в аэропортах по всей стране. Сотни задержанных и сорванных рейсов. Упорное нежелание предоставлять людям гостиницы, питание, необходимую информацию. Крах второго по величине авиаперевозчика России начался с тотального отказа топливных фирм и дальше заправлять самолеты в долг

А какие были перспективы! Казалось, еще немного - и Абрамовичи обгонят "Аэрофлот". Главным их богатством были унаследованные еще с советских времен так называемые "золотые маршруты": Москва - Норильск, Москва - Сахалин, Москва - Петропавловск-Камчатский и так далее. Чужих к этой "золотой жиле" просто не подпускали. Были периоды, когда долететь монополистом - KrasAir - скажем, до Красноярска, выходило дороже, чем иной компанией до Токио.

"Красноярский край может быть лидирующим регионом в авиационном развитии страны", - заявлял Борис Абрамович, генеральный директор ОАО "Красноярские авиалинии".

Не так давно это было. Братья-авиаторы резали ленточки, общались с инвесторами и рекламировали свое разросшееся могущество - альянс AiRUnion. К 2007 году кроме KrasAir в него входили "Сибавиатранс", "Самара", "Омскавиа" и "Домодедовские авиалинии". И хотя контрольный пакет большинства компаний по старинке числился за государством, большого значения, как видно, это не имело.

"Как у нас сбытовая сеть билетов KrasAir вдруг оказалась самостоятельным обществом с ограниченной ответственностью "БилетМаркет", где от государства - ноль? Как у нас аэродромное обслуживание в аэропорту оказалось обществом с весьма ограниченной ответственностью? Как у нас строительство инфраструктуры для хаба оказалось обществом с еще более ограниченной ответственностью "Эротерминал", никакого отношения к альянсу не имеющего?" - спрашивает заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Олег Хрченко.

Неужто красноярские братья, создав на паях с государством громадный авиахолдинг и обещая честное и выгодное для страны партнерство, на самом деле тащили из него все, что плохо лежит? И куда смотрели госчиновники, специально поставленные в руководство альянса, чтобы блюсти казенные интересы?

"Сегодня Совет директоров принял решение о проведении аудиторской проверки за первое полугодие этого года", - сказал заместитель министра транспорта РФ, председатель Совета директоров KrasAir Александр Мишарин.

А за прошлый год? А за позапрошлый? Замминистра транспорта, он же председатель совета директоров KrasAir, почему-то озаботился счетами подопечной компании, лишь когда они вконец обнулились.

Чтобы хоть временно разрядить ситуацию, государство выделило альянсу топливо из стратегического запаса. Оно уже потрачено. Сейчас выделяют еще, но и этого, видимо, не хватит. Прежде чем сказаться нищим, AiRUnion продал наперед 160 тысяч билетов - до ноября включительно.

"Ведомством предприняты все действия для соблюдения прав пассажиров. Создан штаб", - сказал руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин.

О том, что активы выводятся из компании, не знал, что убытки уже зашкаливают, не ведал, на заседания Совета директоров не ходил ни разу. Господин Бачурин - шеф Росавиации - тоже был в AiRUnion то ли членом, то ли главой - тут у него с прокуратурой версии расходятся.

"Представляете, руководитель Росавиации был председателем Совета директоров нескольких, скажем так, авиакомпаний, к которым сегодня предъявляются претензии. Он должен был организовать эту работу, на мой взгляд. А работа была не просто не организована - она была провалена. И сегодня сложилось катастрофическое положение", - заявил генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.

"Багаж у них - нельзя переодеться, переобуться. Четверо суток на каблуках", - жалуется одна из пассажирок. "Сегодня звонил на работу, мне сказали, что я уволен. У меня трое детей, как жить?!" - говорит другой пассажир.

Двое, трое, даже пятеро суток, проведенные в пути. А тем временем пассажиры других компаний прекрасно летают и знать не знают ни о каком топливном кризисе.

"Прикрываться тем, что обанкротились из-за роста цен на топливо, - это, мягко говоря, обман. На самом деле в авиационном мире давно знали про тяжелую ситуацию с альянсом AiRUnion, и этого банкротства специалисты ждали уже года полтора", - подчеркнул генеральный директор аэропорта Толмачева в Новосибирске Алексей Чертенков.

Ждали, собственно, с того момента, как братья Абрамовичи вдруг стали прирастать зарубежными активами. Купили венгерскую авиакомпанию Malev почти за 200 миллионов долларов, а с ней, по слухам, и роскошную недвижимость в этой стране. Купили авиакомпанию-дискаунтера Sky Express. Происходило это в то самое время, как их российский бизнес месяцами не платил за топливо и годами - за лизинг самолетов.

"К началу 2007 года весь рынок знал, что авиакомпании альянса не платят. Куда деваются деньги, никто, в общем, не понимал. Объяснение такое: выводятся из оборота. Билеты же продаются, приходы есть, а денег нет. Очевидно, что они куда-то уходят", - отметил генеральный директор торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский.

Тем временем с самолетами альянса творилось что-то странное. С калейдоскопической скоростью они меняли владельцев, эксплуатантов, то исчезали, то появлялись в каких-то офшорах. Как начислять налоги, когда не ясен объем перевозок? Как наказывать за монополизм, если не видно даже границ этой монополии? Когда государство вдруг хватилось, а что же наш аэропорт (базовый аэропорт альянса - Емельяново), то оказалось, что и он уже наполовину в офшоре, а на оставшейся казенной половине висит должок, втрое превышающий цену активов.

"Какой офшор? С каким выходоприобретателем? Почему какие-то фирмы у нас скупают весь авиапарк и затем тут же его практически там распродают или сдают в аренду долгосрочную? Почему когда один орган сигнализирует, что происходит грубое нарушение законодательства, другой представляется, что он слепой, глухой и дурак одновременно? Вот эти все обстоятельства подлежат изучению", - считает Олег Харченко.

Сложнейшее дело. Расследование краха AiRUnion займет, очевидно, многие месяцы. Пока же, по результатам первых проверок, видим, что ничем не обеспеченных долгов у компании - на миллиард долларов, что нескольким чиновникам, представлявшим в альянсе государство, вынесены скромные предостережения, а с авторов всей затеи не только не взята подписка о невыезде - их даже не вызвали на допрос. И тщетно мы пытались разыскать господ Абрамовичей: их сайт не работает, пресс-секретарь уволилась, телефоны в офисе молчат, а Rolls-Royce с Maybach, стоящие у подъезда, нам просто мерещатся, объяснила охрана. Наконец через десятые руки нашли мобильный номер одного из братьев. Звоним...













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • У "Бумажного солдата" - два приза Венецианского кинофестиваля
  • Тоннель жизни
  • AiRUnion подрезали крылья
  • Возвращение колоколов
  • Новая станция метро ко Дню города
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Сотрудничество во имя безопасности

  • Гарант мира

  • Санкций не будет

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.