Ramblers Top100
Культура:
Все - на "Экипаж"
Сирия:
Фугасы от ИГ
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Политика:
Навстречу выборам

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 16.11.2008





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

Ворота в Арктику
Алёна Рогозина





Освоение Арктического шельфа. Миллиарды баррелей нефти и кубометров газа. Россия точно из Арктики не уйдет никогда
Освоение Арктического шельфа. Миллиарды баррелей нефти и кубометров газа. Россия точно из Арктики не уйдет никогда

Единственный в мире и, наверное, самый большой подшипник позволяет передавать без потерь нефть с трубопровода в опорном основании в поворотное устройство
Единственный в мире и, наверное, самый большой подшипник позволяет передавать без потерь нефть с трубопровода в опорном основании в поворотное устройство

Поворачиваясь на 360 градусов, погрузочная стрела открывает горизонт. На горизонте - танкер "Капитан Годский"
Поворачиваясь на 360 градусов, погрузочная стрела открывает горизонт. На горизонте - танкер "Капитан Годский"

Корпус нефтяного терминала сделан из холодного проката особой - сверхпрочной - марки стали, способной выдержать давление льда толщиной до двух метров
Корпус нефтяного терминала сделан из холодного проката особой - сверхпрочной - марки стали, способной выдержать давление льда толщиной до двух метров

Из Калининграда, где проектировали, терминал везли на барже
Из Калининграда, где проектировали, терминал везли на барже

Арктическую тундру осваивают, в буквально смысле штурмуя вечную мерзлоту
Арктическую тундру осваивают, в буквально смысле штурмуя вечную мерзлоту

"У этих образцов хорошая плотность, мало воды и совсем нет серы", - говорит Олеся Дронч, студентка. Всего пару дней назад первый раз она сама проверила химический состав
"У этих образцов хорошая плотность, мало воды и совсем нет серы", - говорит Олеся Дронч, студентка. Всего пару дней назад первый раз она сама проверила химический состав

Тюлени к "железному" острову приплывают часто. Нефтяники называют их "наша арктическая разведка"
Тюлени к "железному" острову приплывают часто. Нефтяники называют их "наша арктическая разведка"

А еще здесь обосновалась стая белых лебедей, и под нефтяной трубой туда-сюда свободно ходят олени. Ненецкие пастухи довольны -  стройка не повредила их пастбища
А еще здесь обосновалась стая белых лебедей, и под нефтяной трубой туда-сюда свободно ходят олени. Ненецкие пастухи довольны - стройка не повредила их пастбища

В ранних северных сумерках мерцающий пейзаж нефтяной провинции очень похож на космическую картинку с неизвестной планеты.
В ранних северных сумерках мерцающий пейзаж нефтяной провинции очень похож на космическую картинку с неизвестной планеты.



Освоение Арктического шельфа. Миллиарды баррелей нефти и кубометров газа. Россия точно из Арктики не уйдет никогда. Было бы просто глупо. Немногие знают, но за Полярным кругом у местечка Варандей - это Ненецкий округ - построена уникальная нефтеналивная платформа. Прямо в Ледовитом океане. И вместо многокилометровых труб по тундре танкеры ледового класса вывозят нефть. Высочайшие технологии.

60 градусов северной широты, 58 - восточной долготы. Всю дорогу до точки вертолет ныряет то в снежные облака, то в соленую изморозь Баренцева моря. Через полтора часа в иллюминаторе - нефтяная платформа, поворачивающейся "железный" оранжевый остров.

Единственный в мире и, наверное, самый большой подшипник позволяет передавать без потерь нефть с трубопровода в опорном основании в поворотное устройство. Поворачиваясь на 360 градусов, погрузочная стрела открывает горизонт. На горизонте - танкер "Капитан Годский". Вся команда "железного" острова - из опытных моряков-нефтяников.

Обычная работа. Задача - загрузить нефть с терминала на танкер. Его ставят носом в точно заданный квадрат. Судно берет на борт 70 тысяч тонн. Сложности добавляет ветер, хоть и не штормовой, но очень сильный. Волна...

В отверстие на носу подают гибкий нефтепровод. Танкер с платформой соединен лишь в одной точке. Судно на расстоянии 70 метров описывает круги по ветру и течению, параллельно маневрирует верхняя часть платформы. Корпус нефтяного терминала сделан из холодного проката особой - сверхпрочной - марки стали, способной выдержать давление льда толщиной до двух метров.

"Когда вся эта масса движется, естественно, наезжает на платформу, и платформа должна ее как-то ломать, раздвигать, поэтому у нас сделаны откосы, чтобы лед доезжал и ломался сам по себе. Поэтому она сделана восьмиугольной формы, чтобы уменьшить давление льда во время его движения. Это главное отличие ото всех существующих платформ, которые есть в Норвежском море, в Северном. Там нет льда", - пояснил капитан службы стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала Александр Тарханов.

О том, как устроена и как работает платформа, капитан готов рассказывать часами. О таких на Северном флоте говорят: "Душой примерз". Все время, пока остров строили, он жил на площадке.

В личном архиве - кадры арктической эпопеи. Калининград, лето 2007 года. Это только кажется, что просто. Торжественный спуск на воду. Позади - пятнадцать месяцев изнурительной работы инженеров, сварщиков, водолазов из России, Европы, Канады. Из Калининграда, где проектировали, терминал везли на барже. Потом станет известно, что был мировой рекорд для погрузки 50-метровой конструкции весом в десять тысяч тонн. Потребовалось 432 трейлера и 16 часов. Обогнув Европу, гигантский оранжевый поплавок прибыл в район полуострова Варандей.

Здесь транспортную баржу топят, опуская миллиметр за миллиметром. Одно неточное движение - и конструкция либо перевернется, либо выйдет из координат. Наконец, закрепляют на морском дне сваями. Все - водолазы соединяют остров с подводным нефтепроводом.

Подводная разведка. Без нее невозможно протянуть магистраль. За сутки водолазам приходилось нырять в обжигающий холод по нескольку раз. Трубы соединяли на берегу, потом укладывали на дно в траншею. Повышенное внимание к качеству сварки. Каждый шов просматривают и прослушивают ультразвуком девять лабораторий качества.

Арктическую тундру осваивают, в буквально смысле штурмуя вечную мерзлоту. Она начинается сразу, за городом Нарьянмар. Сотни непроходимых километров. Все - от питьевой воды до песка и щебенки - строители привозят морем, вертолетами.

"Это ворота России в Северном Ледовитом океане. Я считаю, что это единственный сегодня объект, который говорит о том, что Россия готова технологически, технически, финансово для освоения уникальных богатств углеводорода в Северном Ледовитом океане", - отметил президент ОАО "ЛУКойл" Вагит Алекперов.

Сверху видно, как меняет тундра свои болота на стиль хай-тек. Аэропорт, таможня, жилой комплекс, насосная станция, еще уникальный объект - гигантские резервуары с нефтью. Они построены по принципу стакан в стакане: двойные стены, чтобы исключить контакт нефти с окружающей средой.

Чтобы нефть не замерзла, ее специально подогревают - плюс 30-40 градусов. Под емкостями - вечная мерзлота, и когда зимой - минус 40, от таких перепадов температур она становиться подвижной. Летом тоже оттаивает, поэтому грунт специально заморозили на глубину шесть метров. Гигантские резервуары стоят искусственном ледяном монолите.

Энергостанция на месторождении Южная Хальчию мощностью в 125 мегаватт. Для сравнения: окружному центру Нарьянмар, даже когда полярная ночь, требуется в пять раз меньше. Электростанция работает на попутном газе, хотя до сих пор повсюду его просто сжигают. По плану на месторождении Южная Хальчию будет источник энергии для крупнейшей в России Тимано-Печорской нефтегазовой провинции.

"С вводом этого энергоцентра все затраты уменьшаются примерно в десять раз", - сказал заместитель директора по эксплуатации, ремонту и сервисному обслуживанию Николай Свиридов.

Первые нефтяники на Варандей (в переводе - край цвета) пришли почти пятнадцать лет назад. Был даже пробный пуск. Потом случился провал 90-х, и освоение Тимано-Печоры остановилось. Так и лежат белыми пятнами на карте - снег здесь ни при чем - разведанные 20, а то и 30 лет назад месторождения. Даже геологи пока не могут точно сказать, сколько здесь нефти и природного газа.

"Миллиард триста миллионов неиссякаемых запасов на Тимано-Печоре есть. Приблизительно 2% от всей Тимано-Печоры", - сказал ведущий геолог ООО "Нарьян-Марнефтегаз" Андрей Паршаков.

Отгрузка нефти происходит намного севернее Полярного круга, а это всегда экстремальные условия: то шторм, то дрейфующий лед. Поэтому каждый пуск, как взлет или посадка самолета.

В центре управления - напряженная тишина. Рации поскрипывают эфиром. И сверхточные компьютеры сообщают, что третий насос работает нормально, давление - один и два мегапаскаля.

На случай аварии здесь существует сразу три уровня защиты. Все задвижки и клапаны закрываются в течение всего четырех секунд. И на сегодняшний день это самый совершенный механизм защиты из существующих в мире.

Нефть из Заполярья отправляют на переработку в Европу и на североамериканский рынок. "У этих образцов хорошая плотность, мало воды и совсем нет серы", - говорит Олеся Дронч, студентка. Всего пару дней назад первый раз она сама проверила химический состав. Результат удивил. Теперь предлагают считать нефть Заполярья новым сортом и назвать его "Норд-лайт". Руководству компании предложение Олеси показалось интересным.

"Здесь идет работа, кипит это самое сердце. После нас в руки получают уже готовый к переработке продукт", - пояснила Олеся Дронч, студентка, научный сотрудник лаборатории химического анализа.

У нефтяного города не просто молодое - очень юное лицо. Василий Колтаков, 16 лет. Сразу после школы приехал сюда на строительную практику. Приехал и, как сам говорит, влюбился в Варандей. Теперь работает инженером и мечтает стать знаменитым покорителем Севера, как папанинцы или челюскинцы.

"Северное сияние очень красивое. Интересно посмотреть на животных северных, на того же самого медведя белого", - улыбается Василий.

А в ноябре для белых медведей на Варандее еще тепло. Но вот тюлени к "железному" острову приплывают часто. Нефтяники называют их "наша арктическая разведка". А еще здесь обосновалась стая белых лебедей, и под нефтяной трубой туда-сюда свободно ходят олени. Ненецкие пастухи довольны - стройка не повредила их пастбища.

"Без Арктики никуда не деться - здесь газ, нефть. Все равно сюда придется возвращаться. Мы - первые, кто сюда идет. Первым всегда интереснее", - уверен Александр Тарханов.

Перед самым отлетом гости все же успели попробовать и душистой ухи из печорской семги, посидеть в удобных каютах, спуститься на подводный этаж в спортзал и сфотографировать ростки сладкого перца в цветочных горшках. В ранних северных сумерках мерцающий пейзаж нефтяной провинции очень похож на космическую картинку с неизвестной планеты.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Забытые герои Первой мировой
  • Новый взгляд Запада на кавказский кризис
  • Москва и Киев сумеют договориться о газе
  • Мошенничество на кризисе
  • В 2009 году пенсии будут увеличены дважды
  • Глеб Павловский: власть нужно выбирать на более длинный срок
  • Строительство правых
  • Экономике не до Украины
  • Поминки по голодомору
  • Путин усомнился в целесообразности строительства "Северного потока"
  • Ворота в Арктику
  • В Севастополе осквернен памятник Екатерине II
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Саммит "большой двадцатки"

  • Россия - ЕС: продуктивный разговор

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2022. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2022.