От большой политики - к конкретным проблемам. Об этом прежде всего и говорили на Госсовете в Ижевске. О том, например, как извращаются в регионах указания президента.
"Ваши слова о поддержке малого и среднего бизнеса, видимо, вызвали у многих чиновников ощущение, что надо урвать, пока не стало поздно, пока не закрыли все. Число проверок увеличилось, количество согласований увеличилось. Все самарские предприниматели проходят через районные административные комиссии, где им показывают приказ о том, что они должны заказать в одном из пяти проектных бюро по списку, приложенному к приказу, работы по изучению количества промышленных отходов. И работа стоит от 20 до 120 тысяч рублей. В связи с этим там просто стон вселенский стоит", - сказал заведующий региональным корреспондентским бюро ВГТРК в Самаре Андрей Волков, обращаясь к президенту.
"Мы к этому вопросу неоднократно обращались. Я считаю, что это просто злоупотребление, если хотите, то это легализованная форма взятки. Что в этой ситуации нужно сделать? Во-первых, нужно этот акт опротестовать через прокуратуру или через суд. Во-вторых, необходимо дать поручение руководству субъекта Федерации с этим разобраться. Считайте, что я такое поручение дал", - подчеркнул Дмитрий Медведев.
От печки до прилавка - всего три метра. Душистые горячие пирожки с картошкой, яблоками, печенью и творогом идут нарасхват. Огромный пирожок с богатой начинкой сегодня стоит недорого - 15 рублей. Тем не менее за последнее время он подорожал в три раза. И причиной тому стал не рост цен на муку или на молоко.
"Сразу в два раза подорожала аренда. Не понятно, из-за чего. Никакого ремонта не было, чтобы за него платить. Ремонт мы сами оплачивали", - рассказывает частный предприниматель Светлана Бардеева.
Пекари здесь раньше работали в две смены, теперь - в одну. Шесть человек пришлось сократить, иначе остальным зарплату платить было бы нечем. Все съела аренда. К тому же кулинарию предупредили о грозящем штрафе. У кухни-магазина нет рассчитанного и утвержденного норматива на образование отходов производства. За это предпринимателей вызывали на районную административную комиссию, где отчитывали полдня.
"Если пришла какая-то проверка, значит, надо сразу наказать. Администрация нашла время на то, чтобы принести нам уведомление, что нужно утилизировать мусор. Приказ не принесли. Не сказали, вот такой-то приказ, с такого-то числа будьте любезны, обратите на это внимание. Мы бы обратили. Не было административной комиссии. Два часа мы не сидели бы очередях", - возмущается Бардеева.
Протоколы о наложении штрафов на предприятия малого и среднего бизнеса только одного района Самары - Кировского. С начала года штрафные деньги пополнили районный бюджет больше чем на миллион рублей. Особо доходная статья - отсутствие утвержденного норматива на образование отходов производства. 228 тысяч рублей штрафов только за последние полтора месяца. В комиссии считают, что в том виноваты сами бизнесмены.
Однозначного понимания нормативной базы нет и у городских властей. Весной трикотажное ателье "Три кота" тоже оштрафовали. Тогда об этом рассказала программа "Вести". Сразу после этого к предпринимателю Светлане Поляковой приехали еще две комиссии. Наложили новые штрафы. Только после повторного вмешательства телевидения ателье посетил глава района.
"Признали, что имел место ряд перекосов. Все претензии с нас были сняты. Теперь они к там никаких претензий не имеют. И мы к ним, соответственно, тоже", - сказала владелица ателье "Три кота" Светлана Полякова.
Теперь Светлана точно знает: защитить свой бизнес от бесконечных гигантских штрафов трудно, но возможно. "Нужно как-то заявлять о себе, выходить на разные уровни, поднимать проблему. И, наверное, тогда наша инициатива снизу и инициатива президента сверху приведут к какой-то логике", - считает Полякова.
Но как пробить административные барьеры владельцу крохотной парикмахерской все-то на два кресла? Доводы сверхмалого предпринимателя о том, что мусор вывозит ее арендодатель, не услышали даже члены административной комиссии, а ведь сидели с ней совсем рядом.
Вынося предупреждения и штрафы, члены комиссии вручают бизнесменам список проектных организаций, где производят расчет злосчастных нормативов. Звонки в эти конторы повергают предпринимателей в шок.
"70-100 тысяч рублей за проект на вывоз отходов", - говорит частный предприниматель Юлия Волкова.
Для автомойки на два машиноместа это месячная зарплата всех сотрудников. А ведь чем больше предприятие, тем выше заламывают цену проектировщики. Члены комиссии говорят: предприниматель может и сам бесплатно сделать эту научную работу. Но говорят только телевидению. Никто из сектора малого бизнеса про это не слышал. В доказательство показывают бумагу, которую должны вручать проштрафившимся бизнесменам. Бумага свежая, только что из принтера. В той, что вручали на комиссии две недели назад, никакого упоминания о возможности самостоятельной работы нет. И опять во всем виноваты, конечно же, бизнесмены.
"Многие предприниматели, наверное, не хотят этим заниматься, не хотят затрачивать свое время", - считает секретарь административной комиссии Кировского района Самары Ирина Каталова.
"Им проще, видимо, заплатить деньги", - говорит, в свою очередь, председатель административной комиссии Кировского района Самары Владимир Дибров.
В кулинарии на окраине Самары из этого делают совсем другой вывод. "Помощи малому бизнесу нет. Никто не пришел, не сказал, чем вам помочь. Только сборы, поборы, налоговая, санэпидстанция, милиция, полиция и так далее", - вздыхает Светлана Бардеева.
21 ноября самарская мэрия собрала экстренное заседание с одним вопросом: как ослабить давление на малый бизнес. Пришли к выводу: решить этот вопрос на городском уровне невозможно - надо просить помощи в Москве. Хотя для того чтобы провести семинар и обучить предпринимателей всем этим расчетам, разрешения центра никогда не требовалось, как и для других мер по поддержке малого бизнеса.
И парикмахерская, и ателье, и кулинария расположены на одной улице, каких в Самаре сотни. Находится эта улица далеко от центра, на рабочей окраине города, и называется улица Свободы. Но, видимо, не для малого бизнеса.
Схожая картина во многих городах, не только провинциальных городах. Надо полагать, что тем чиновникам, которые вместо помощи среднему и малому бизнесу его душат поборами, будут бить по рукам. Дмитрий Медведев откровенно поделился с журналистами, что управлять сейчас приходится буквально в ручном режиме. Один из примеров - цены на топливо - бензин и авиационный керосин.
"Пока не вмешаешься на самом верхнем уровне, ничего не происходит. И компании, которые занимаются поставками, ведут себя просто по-хамски. Все прекрасно понимают: цены на нефть грохнулись вниз, по сути, в три раза. Это для страны создает проблемы, потому что все мы зависимы, конечно, от конъюнктуры цен на нефть, у нас бюджет может быть в сложном положении. Тем не менее как норму прибыли свою вставили - там куча посредников - так и штампуют это. За это надо наказывать и рублем, и в соответствии с действующим законодательством. Для нас инфраструктура - это действительно высший приоритет. Это, по сути, наличие единой страны", - заявил Дмитрий Медведев.
|