Ramblers Top100
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 14.12.2008





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

История Псковской миссии
Илья Канавин





Режиссер Владимир Хотиненко завершает съемки игрового кино, о котором просил Патриарх
Режиссер Владимир Хотиненко завершает съемки игрового кино, о котором просил Патриарх

Рабочее название фильма - "История Псковской миссии"
Рабочее название фильма - "История Псковской миссии"

Тяжелая, скорбная и несправедливо забытая история
Тяжелая, скорбная и несправедливо забытая история

Для Алексия Второго это была часть жизни, которую невозможно забыть
Для Алексия Второго это была часть жизни, которую невозможно забыть

Об этом периоде почти не осталось документов
Об этом периоде почти не осталось документов

Реальные истории передавались из уст в уста
Реальные истории передавались из уст в уста

С приходом оккупантов церкви стали открываться. Люди несли в храмы спрятанные до поры иконы
С приходом оккупантов церкви стали открываться. Люди несли в храмы спрятанные до поры иконы

К 1941 году из тысячи двухсот осталось всего два действующих храма
К 1941 году из тысячи двухсот осталось всего два действующих храма

Храмы переполнены. Люди толпами идут креститься
Храмы переполнены. Люди толпами идут креститься

В храмах люди понимали, что они - народ
В храмах люди понимали, что они - народ



Раскрытие правды. Например, о героическом служении православных священников на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны. Режиссер Владимир Хотиненко завершает съемки игрового кино, идея которого принадлежит Патриарху. Впервые в таких исторических обстоятельствах, как война, главный герой - священник. Сергей Маковецкий фактически играет роль отца Патриарха, который в качестве священника нес православный крест на землях, захваченных нацистами.

Рабочее название фильма - "История Псковской миссии". Его снимает Владимир Хотиненко с благословения Алексия. Тяжелая, скорбная и несправедливо забытая история. То, что на оккупированных территориях жили не только партизаны и полицаи, помнить было не принято. Для Алексия Второго это была часть жизни, которую невозможно забыть.

"Детские впечатления. Одно из них - посещение концлагеря, куда он с отцом ходил, чтобы церковно окормлять пленных", - рассказал генеральный продюсер фильма, руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец.

Об этом периоде почти не осталось документов. В основном пропагандистские и контрпропагандистские материалы фашистской Германии и Советского Союза. Реальные истории передавались из уст в уста.

"Я помню рассказы отца Константина, - сказал протоиерей Владимир, настоятель храма Святителя Николая. - Ему приходилось проезжать мимо лагерей, в которых находились русские солдаты. У него был хлеб. Он захотел его бросить солдатам. Но немецкий солдат предупредил, чтобы он не делал этого. Однако он он послушался, бросил и увидел, как люди бросились на этот хлеб".

"Подавляющее большинство наших людей не знают, что это такое вообще и в частности. Как например, большинство людей не знают, сколько у нас было людей в оккупации. А их было 50-70 миллионов человек! Это население большого европейского государства. У нас нет ни одного фильма о том, как жили эти люди в оккупации. А это старики и женщины, дети. Им нужно было во что-то верить, на что-то надеяться, как-то кормить детей", - говорит Владимир Хотиненко.

Во всей Псковской области после богоборческого рвения советской власти к 1941 году из тысячи двухсот осталось всего два действующих храма. "Это была пустыня, но пустыня, наполненная людьми", - отметил Сергей Кравец.

С приходом оккупантов церкви стали открываться. Люди несли в храмы спрятанные до поры иконы. Немецкие спецслужбы писали отчеты в Берлин: "Храмы переполнены. Люди толпами идут креститься".

"Мы знаем священников, которые совершали литургии, бегая от храма к храму по 20-30 километров", - рассказал Сергей Кравец.

Фашистская пропаганда поначалу ликовала. Хроника. Немецкий офицер и православный священник. Те, кто жил по ту сторону фронта, должны были уяснить: немцы - хорошие, разрешают молиться. Уже очень скоро на Псковщине действовало больше двухсот храмов.

"Батюшкам действительно приходилось быть между молотом и наковальней, потому что их убивали и партизаны, и немцы. Немцы помогали восстанавливать храмы. Можете представить священника? Как ему реагировать? На оккупированной территории. Он прекрасно слышит, что ему в спину кричат, что он предатель и помогает немцам", - рассуждает народный артист России Сергей Маковецкий.

"Основанием для таких обвинений был сам факт служения, легального существования на оккупированной территории. В таком же коллаборационизме обвиняли и учителей, которые продолжали учить", - отметил протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии.

"Отец Александр - главный герой фильма и книги, а также его супруга матушка Алевтина. Они принимают детей в свою семью, беспризорников. Принимают еврейскую девочку, которую удочеряют и переписывают на свое имя, тем самым спасая от гитлеровцев", - пояснил сценарист Александр Сегень.

Немцам нужна была Православная Церковь, чтобы разорвать славян на секты, как минимум разделить украинцев, белорусов и русских, а лучше каждый храм сделать отдельной сектой. Глава Псковской миссии митрополит Сергий говорил: "Большевиков обманывали. Неужели этих колбасников не обманем?!" Обманывал. Виртуозно. Смертельная игра.

"Конечно же, сотрудничал. Но ради чего? В чем заключалось это сотрудничество? Выпросить детей из лагерей", - говорит Сергей Кравец.

По немецким законам славянам учиться можно было только до четвертого класса - потом угоняли работать в Германию. Только православным миссионерам разрешалось учить подростков старше четырнадцати лет.

"Миссия устроила так, что они ходили в школу и получали продовольственные карточки, как бы они на работе", - вспоминает служащий Псковской православной миссии в 1941-1944 годах Ростислав Полчанинов.

Молились о даровании победы стране. Служили в честь русских святых Дмитрия Донского и Александра Невского. И партизанам помогали разведданными, и благодарственные письма немцам писали, например, за спасенную икону Тихвинской Божией Матери. Но ни оккупационная, ни советская власти священникам не верили. И правильно - священники служили не власти.

В храмах люди понимали, что они народ - единый, а не распыленный на секты. Именно этого допустить фашисты не могли. Летом 1944-го на шоссе Вильнюс - Рига машину митрополита Сергия расстреляли автоматчики гестапо. Признаться в убийстве им было страшно - мог начаться бунт. Списали на партизан. Но и заигрывать с православием перестали: церкви жгли, людей убивали прямо у алтарей.

Когда Красная Армия двинулась на запад, священникам пришлось выбирать: умереть, уйти с немцами или остаться в СССР. Проще, наверное, было тем, кто погиб. Большинство из тех, кто выжил, остались. Большинство из тех, кто остался, оказались в лагерях. Но даже Сталин не посмел после войны закрыть церкви, возрожденные Псковской миссией. В храмах продолжали молиться. Миссия состоялась.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Дмитрий Медведев: президентский характер Конституции не должен меняться
  • История Псковской миссии
  • Афины в огне
  • Время изобретать
  • Правда Солженицына
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Похороны Алексия Второго

  • Кризис всеобъемлющий

  • Рада выбрала спикера

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2021.