В 1983 году в ознаменование окончания строительства масштабного проекта - трубопровода Уренгой - Помары - Ужгород - в Советском Союзе была выпушена почтовая марка. СССР получил возможность полноценных поставок газа в Европу. Основная магистраль прошла по территории Украины. Что такое газовая столица России сегодня, откуда идет газ в Европу?
Здоровье газовой трубы, как здоровье человека, определяют по температуре и давлению. Минус 12 в середине января для сотрудников газового промысла номер один - а таких вокруг Нового Уренгоя 16 - природная аномалия, но аномалия приятная. Значит, не надо так часто пользоваться передвижной паровой установкой, которую здесь любовно называют "пупушкой".
На объезд газовых скважин тяжелые "Уралы" и "КамАЗы" всегда ездят парами - на случай, если одна машина застрянет или замерзнет. При минус 12 такого, конечно, не случится, но в тундре и минус сорок не предел.
"Приходится в минус 60 работать, от этого никуда уже не деться. Газ нужен родине, поэтому мы его добываем", - говорит оператор газового промысла Андрей.
Рабочая смена оператора - 12 часов. Из них восемь - в кромешной темноте, ведь световой день в январе в приполярном Уренгое чуть длиннее обеда.
Здесь под ногами - почти под самой толщей снега и вечной мерзлоты - миллиарды и триллионы кубометров чистейшего природного топлива. Уренгойское нефтегазовое месторождение - одно из богатейших в мире. Казалось бы, чем не подарок природы? Достаточно просто поднести спичку.
Это не прожигание национального богатства, а обязательная технологическая процедура, так называемый "сброс на факел". Подать газ напрямую в магистральный трубопровод все равно нельзя - сначала его нужно подготовить. За работу промысла площадью 20 гектаров отвечает смена из 12 человек.
"В одном из цехов происходит подготовка нашего газа к транспорту: его очищают от механических примесей и воды, а также осушают. Затем этот газ, очищенный и осушенный, непосредственно подается в магистральной коллектор", - пояснил начальник газового промысла ╧1 Николай Башкиров.
Новый Уренгой добывает и отправляет в трубу две трети всего российского топлива.
"Наш промысел дает в сутки 11 миллионов кубометров газа. Украина забрала наш объем газа за восемь дней", - рассказал Николай Башкиров.
Начальник смены промысла Владимир Надрага приехал на Ямал 25 лет назад с Западной Украины. Ребенком он видел, как в окрестностях от его родного села клали трубы газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, по которому ямальский газ подают через Украину в Западную Европу. Теперь он работает у его истоков и каждый день успокаивает по телефону свою мать. Газ в село провели только в прошлом году, но так и не включили. Теперь не ясно, включат ли вообще.
"Я думаю, ударит по Украине. А если по ней ударит, моим родственникам, которые в не очень благополучном состоянии, придется еще туже. Я это знаю и чувствую, что так и будет", - вздыхает Владимир Надрага.
Лучше всех цену каждого добытого из вечной мерзлоты кубометра знают на буровой вышке. И измеряется эта цена не долларами, а круглосуточным тяжелым физическим трудом.
"Газ даром не дается. Европа смотрит - хорошо. А надо, чтобы сюда они приехали, посмотрели, как этот газ добывают. Они думают "Газпром" просто не хочет им задвижку открыть, а здесь его добыть надо, четыре километра скважину пробурить. В растворе, в грязи сидишь", - говорит бурильщик буровой бригады ╧12 Владимир Шарохин.
Бурить одну из скважин начали в ноябре. Прошли четыре километра. Сто метров осталось. Вахтовым методом. В тундре. Сменами по две недели. Самую тяжелую работу делает современный канадский аппарат, но подавать ему на морозе 800-килограммовые стальные трубы приходится живым людям - автоматика просто не выдерживает. Скважина - экспериментальная. Вскрывают самый глубокий из разведанных газоносных пластов - Ачимовскую залежь.
"Когда я приехал, мы шутили, что оставалось только сдерживать напор рвущегося газа. А сейчас, через 30 лет, приходится его добывать. То есть нужно выкачивать его из недр, чтобы добывать", - пояснил главный неолог ООО "Газпром Уренгой добыча" Валерий Маринин.
Среднетемпературная холодная пятидневка - минус 47 градусов, сейсмичность отсутствует. Кадры хроники. Личная любительская кинокамера. Кадрам не больше 35 лет. В 70-х в голую тундру геологи забили символический палаточный колышек. Теперь на его месте - 120-тысячный город.
Вот уже три десятка лет городское утро начинается с развахтовки. Ровно в 7:30 утра автобусы развозят газовиков по промыслам. До самых дальних ехать больше трех часов - это уже за Полярным кругом. А перед сменой нужно еще успеть отвести детей в садик - в отличие от большинства российских городов, здесь они работают в любую погоду.
Соляная пещера - галокамера - для уренгойских детей - обязательная процедура. Профилактика ангин и бронхитов. Чем ниже столбик термометра, тем труднее дышать - дефицитный кислород получают из коктейлей. Бассейн от гиподинамии и еще с десяток профилактических кабинетов. Ностальгический кварц заменили современным солярием. В этих же стенах узнают и о своей наиболее вероятной будущей профессии.
Триллионы кубометров газа. Когда-то геологи разведали здесь двенадцать. Шестой с большой помпой извлекли под Новый год. Но это не значит, что еще через 30 лет на месте городских улиц снова будет тундра, - геологоразведочные работы не прекращаются, вот только цифры - из корпоративных интересов - больше никто не публикует.
Чтобы представить себе хоть в каком-то физическом выражении шесть триллионов кубических метров природного газа, добытых из уренгойских недр, никакого воображения не хватит. Зато представить себе кубометр просто: это куб со сторонами 100 сантиметров. Точно такой куб, сделанный изо льда, стоит на центральной площади Нового Уренгоя и растает только в июне.
В арктических широтах газ и лед не разделимы. Бурить приходится сквозь километры вечной мерзлоты, и если бы под ней не было никакого топлива, то и сам город никогда не появился бы на карте.
|