Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Сирия:
Фугасы от ИГ
Культура:
Все - на "Экипаж"
Политика:
Навстречу выборам

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 27.12.2009





видеорепортаж

фоторепортаж


Другие сообщения выпуска

Год России во Франции начался с балета
Михаил Антонов





Балет в Гранд-Опера, посвященный 100-летию знаменитых "Русских сезонов"
Балет в Гранд-Опера, посвященный 100-летию знаменитых "Русских сезонов"

Трудно было бы придумать лучший старт для открытия и объявления следующего года Годом России во Франции
Трудно было бы придумать лучший старт для открытия и объявления следующего года Годом России во Франции

100 лет назад такой идеей и стал Русский балет Сергея Дягилева
100 лет назад такой идеей и стал Русский балет Сергея Дягилева

Спустя век Европа аплодирует новым звездам также, как тогда не жалела ладош для Нежинского, Павловой, Карсавиной и Лифаря
Спустя век Европа аплодирует новым звездам также, как тогда не жалела ладош для Нежинского, Павловой, Карсавиной и Лифаря

Балет в Россию привез уроженец Марселя Мариус Петипа, пермяк Дягилев вернул его во Францию
Балет в Россию привез уроженец Марселя Мариус Петипа, пермяк Дягилев вернул его во Францию

Марек Хальтер: Россия и Франция - это единственные страны, где, когда хотят сделать комплимент, говорят "культурный человек"
Марек Хальтер: Россия и Франция - это единственные страны, где, когда хотят сделать комплимент, говорят "культурный человек"

Окончание "Русских сезонов" утонуло в предрождественской суматохе, которая в мировой столице моды имеет форму тяжелого помешательства
Окончание "Русских сезонов" утонуло в предрождественской суматохе, которая в мировой столице моды имеет форму тяжелого помешательства

Чем западный брейк-данс не дягилевский Петрушка?
Чем западный брейк-данс не дягилевский Петрушка?

Глобализация, которая началась еще в XIX веке, стерла границы не только в экономике
Глобализация, которая началась еще в XIX веке, стерла границы не только в экономике

Оскар Рабин: эстетика, мастерство уникальное и оригинальность подлинная. Не стандартно - все делают вот так. Нет. И смелость. Там все это было
Оскар Рабин: эстетика, мастерство уникальное и оригинальность подлинная. Не стандартно - все делают вот так. Нет. И смелость. Там все это было



Одним из самых ярких событий недели стала трансляция в прямом эфире телеканала "Культура" юбилейной программы из Парижа. Балет в Гранд-Опера, посвященный 100-летию знаменитых "Русских сезонов". Трудно было бы придумать лучший старт для открытия и объявления следующего года Годом России во Франции.

На театральных ступенях митинг против бюрократии. Парижская опера это еще и трибуна. Хотя, конечно, не столько для общества, сколько для новых идей в искусстве. 100 лет назад такой идеей и стал Русский балет Сергея Дягилева.

"Мне кажется, что-то, что привез Дягилев - это дух эпохи, времени, того, что было и в России, и во Франции, и в Европе. Мир меняется, мир менялся. Многие не хотели этого видеть. Он же предчувствовал", - объясняет директор балетной труппы Парижской национальной оперы Брижит Лефевр.

Спустя век Европа аплодирует новым звездам также, как тогда не жалела ладош для Нежинского, Павловой, Карсавиной и Лифаря. Правда, в юбилейном году понятие "русский балет" уже не отражает национальной принадлежности труппы.

"Впервые были созданы русско-французские дуэты. Шесть или семь. Никогда еще в мире никто и никогда не мог даже подумать, что звезды балета Парижской оперы и Большого театра могут танцевать вместе в хореографии, которая была создана по инициативе Дягилева", - говорит театральный критик, искусствовед Виктор Игнатов.

Балет в Россию привез уроженец Марселя Мариус Петипа, пермяк Дягилев вернул его во Францию. Оказалось, что ученики превзошли учителей. Да так, что теперь в студии под куполом "Пале Гарнье" французы учатся у русского.

"У нас на будущий год запланированы гастроли в Новосибирске. Они с таким удовольствием туда едут. Я их даже осторожненько спрашиваю: а вы не боитесь ехать в Новосибирск? Они: а чего нам бояться? Это же шанс побывать в Сибири", - рассказывает репетитор-педагог балетной труппы Парижской национальной оперы Андрей Клемм.

Они поедут в Сибирь, потому что 2010 - это год России во Франции и Франции в России. Две европейские культуры совместно создали формулу идеального танца: русский верх и французский низ. Но это взаимопроникновение прослеживается не только на уровне целых искусств, но и отдельных понятий.

"Россия и Франция - это единственные страны, где, когда хотят сделать комплимент, говорят "культурный человек". В Штатах так не говорят "this is a man of culture". Нельзя так сказать. Переводить нельзя. Есть два слова, которые мы понимаем, а другие нет: "культура" и "интеллектуал", - говорит писатель, журналист Марек Хальтер.

Окончание "Русских сезонов" утонуло в предрождественской суматохе, которая в мировой столице моды имеет форму тяжелого помешательства. Но кто помнит, что модный тренд всего XX века был задан именно их художественной эстетикой?

"Конечно, больше всего на моду повлиял Леон Бакст с его ориентальными мотивами. Русские подарки миру: лифчик, который был узаконен именно дягилевскими балетами. Мода на тюрбаны, на более короткие стрижки, на загар, который вошел в моду только после балета "Шахерезада". Мы часто хвалимся не тем, чем надо", - говорит историк моды Александр Васильев.

Чем западный брейк-данс не дягилевский Петрушка? Глобализация, которая началась еще в XIX веке, стерла границы не только в экономике. Живучесть дягилевского феномена в том, что при всем новаторстве это была лебединая песня классического и национального искусства.

"Там уже началось отрицание того, что было всегда. Но вот это начало, оно все еще прекрасно. Эстетика, мастерство уникальное и оригинальность подлинная. Не стандартно - все делают вот так. Нет. И смелость. Там все это было", - объясняет художник Оскар Рабин.

Дягилевские сезоны обогатили Европу новым знанием о восточном соседе. Способна ли нынешняя Россия на культурный прорыв, каким 100 лет назад стал ее балет?

В роскошном "Пале Гарнье" русские сезоны обосновались не сразу. Первые спектакли в 1909 году прошли в более камерном театре "Шатле". На тот момент европейцы уже почти 100 лет жили теми представлениями о России, которые были вынесены из нее остатками многонациональной наполеоновской армии. Великая русская литература в XIX веке закрепила этот миф. И не случись такой понятный, европеизированный Дягилев, возможно, еще долго Европа думала бы о России, как о холодном дремучем лесе с необузданной народной стихией Толстова и метущейся душой Достоевского.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Заключительное заседание Комиссии по модернизации
  • Вечный огонь перенесен на Поклонную гору
  • Спасатели отметили свой профессиональный праздник
  • Афганский урок
  • Несостоявшийся теракт
  • Год России во Франции начался с балета
  • Паломница набросилась на Папу Римского
  • Убийственные благовония
  • Императорские покои Кремля обрели новую жизнь
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Итоги 2009 года

  • Взрыв мемориала в Грузии

  • Украина в канун выборов

  • Стероиды: цена силы

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2020. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2020.