Ramblers Top100
Сирия:
Фугасы от ИГ
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам
Культура:
Все - на "Экипаж"
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 31.01.2010





видеорепортаж

фоторепортаж


150-летие А.П.Чехова

Юбилей великого писателя
Игорь Кожевин





Исполняется 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова
Исполняется 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова

Творчество начиналось с очень чуткого взгляда на мир, который открывался в лавке отца
Творчество начиналось с очень чуткого взгляда на мир, который открывался в лавке отца

Дмитрий Медведев: мы все - часть огромного чеховского мира, мира маленького человека
Дмитрий Медведев: мы все - часть огромного чеховского мира, мира маленького человека

Почему в Таганрог приехали творческие люди такой величины, в общем, понятно
Почему в Таганрог приехали творческие люди такой величины, в общем, понятно

Образ "Человека в футляре" автор писал с инспектора таганрогской гимназии Дьяконова
Образ "Человека в футляре" автор писал с инспектора таганрогской гимназии Дьяконова

Во флигельке Чеховы жили всего два года
Во флигельке Чеховы жили всего два года

Наверное, ни один из других городов так не повлиял на творческую манеру Чехова , как Таганрог
Наверное, ни один из других городов так не повлиял на творческую манеру Чехова , как Таганрог

А при жизни его обвиняли в безыдейности, потому что он не хотел давать явных ответов
А при жизни его обвиняли в безыдейности, потому что он не хотел давать явных ответов

Чехов не решает ничего за зрителя и ставит многоточие в конце большинства произведений
Чехов не решает ничего за зрителя и ставит многоточие в конце большинства произведений

Его любовь к театру началась тоже в Таганроге. С галерки, тайком, он смотрел на сцену
Его любовь к театру началась тоже в Таганроге. С галерки, тайком, он смотрел на сцену



Россия и весь мир чествуют великого писателя и драматурга, без которого невозможно представить себе театр XX века. 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. "Живешь в таком климате, того и гляди - снег пойдет, а тут еще эти разговоры". Это уже вечное из "Трех сестер". Цитировать можно бесконечно. 29 января Дмитрий Медведев отправился на родину Чехова - в Таганрог. Там, где на одном из домиков всякий пробегающий на море мальчишка может прочесть: "В человеке все должно быть прекрасно..." Ну, и так далее.

Так начиналось творчество. Конечно, не с продажи баранок, леденцов и дорогих французских духов, а с очень чуткого взгляда на мир, который открывался в лавке отца. С подслушанных фраз, вроде "в Греции все есть" - она потом будет в "Свадьбе". С переосмысленных сюжетов и характеров, воспроизведенных в "Ваньке", "Спать хочется", "Надлежащих мерах". Значительно позже Ахматова объяснит это: "когда б вы знали, из какого сора растут стихи". Но именно Чехов, по сути, первым обратит внимание не на героя с большой буквы, а на обычного человека. На ценность его обычной жизни.

"Чехов, на мой взгляд, не только великий русский писатель, но тот писатель, который объединяет всех нас, всех, кто присутствует за этим столом, всех, кто занимается театральным искусством, потому, что мы все - часть огромного чеховского мира, мира маленького человека и в то же время столь, может быть, универсального даже несмотря на то, что многие здесь присутствующие читали Чехова только в переводе", - говорит президент России Дмитрий Медведев.

Почему в Таганрог приехали творческие люди такой величины, в общем, понятно. Ни для Петера Штайна из Германии, ни для Богдана Ступки с Украины, ни для Мюриель Майетт из Франции не нужны были переводчики, чтобы вот в этой скульптуре узнать человека в футляре. Каждому жителю города известно, что образ автор писал с инспектора таганрогской гимназии Дьяконова. И в дни юбилея многим хотелось вернуть чеховские времена.

Наверное, ни один из других городов так не повлиял на творческую манеру Чехова. Таганрог - это как его особая примета - шрам на лбу, который появился от того, что Чехов любил нырять вниз головой, однажды попал на камень, но нырять после этого не перестал. Во флигельке Чеховы жили всего два года, чуть позже родители, разорившись, бежали в Москву. А он остался - надо было закончить гимназию. Вероятно, поэтому ни у одного из его героев нет счастливого ощущения дома. Они по большому счету бездомны: в "Вишневом саде" - в финале заколоченная усадьба и звук топора, в "Трех сестрах" - только желание "в Москву". И до сих пор споры, чего больше в этом стремлении.

"Что мне хотелось бы предложить своим актерам как опыт и что хотелось бы предложить зрителям, которые ожидают нас - это призыв "Трех сестер". То что я хочу путешествовать, я хочу что-то открыть", - говорит генеральный директор театра "Комедии франсез", режиссер, актриса Мюриель Майетт.

"Для меня Чехов выше, потому что у него отсутствуют какого-либо рода публицистические атаки на меня как на зрителя. Я не могу рассказать, о чем "Три сестры", и не могу это свести к призыву ехать в Москву", - считает художественный руководитель театра "Ленком", народный артист СССР Марк Захаров.

А при жизни его обвиняли в безыдейности, потому что он не хотел давать явных ответов: кто виноват, и что делать. Говорил, что просто описывает, как "люди обедают, носят пиджаки, а в это время разбиваются их судьбы". Чехов не решает ничего за зрителя и ставит многоточие в конце большинства произведений. Зритель и сегодня отвечает благодарностью.

"Я посмотрел сегодня цифры, они меня даже поразили. На спектаклях ежегодно в России бывают 30 миллионов человек - это хорошая цифра. Значит и поэтому нужно грамотно выстраивать политику, в том числе финансовую политику по поддержке театрального искусства, чтобы эта цифра все-таки оставалась в каких-то разумных пределах", - говорит Дмитрий Медведев.

Его любовь к театру началась тоже в Таганроге. С галерки, тайком, он смотрел на сцену. Гимназистам ходить в театр было нельзя. А он сбегал с занятий, чтобы через десятилетия создать свой, чеховский, театр, где почти нет заранее говорящих обо всем фамилий, как у Гоголя, а есть подтекст. В его жизни какой-то неведомый подтекст был с самого начала. Математику в гимназии, где учился Чехов, преподавал отец Дзержинского.

Всю жизнь Чехов мечтал написать роман. Но главная тема его творчества - несбывшаяся жизнь - не предполагала эпических форм. Но краткость его стиля предполагала размышления, свойственные прежде всего русскому человеку.

"Вот такая известная звезда Джад Лоу - известный красавец, англичанин, с его участием был поставлен Гамлет в Лондоне, и они поехали в Нью-Йорк. И вот журналист в Америке пишет, что сидела пара, которая пришла в театр посмотреть на Джада Лоу. Американцы и они после конца спектакля сказали "как жалко, что герой умер, а то бы мы пошли на вторую серию с ним". Я думаю, что в России не было бы пары, которая шла бы смотреть спектакль, которая бы не знала историю Гамлета. У нас колоссальная школа. Эту школу нельзя потерять", - говорит режиссер, народный артист России Андрей Кончаловский.

"Театральное искусство совершенно особенное, и это начинаешь понимать, особенно отчетливо в период глобального информационного взрыва, когда возникает дилемма о том, как будет дальше происходить развитие искусства в целом. Что будет происходить с театром, на сколько театральное искусство способно конкурировать с другими творческими формами, которые получают иное выражение. Сейчас появляются новые технологии. Но "Аватар" никогда не вытеснит театр", - уверен Дмитрий Медведев.

"Мне интересен", - говорил Чехов, - "хороший плохой человек". Потому что выбор между хорошим и плохим совершается каждый день. Надо только не перепутать - как в "Даме с собачкой" - настоящую любовь и осетрину с душком.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Юбилей великого писателя
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Истребитель пятого поколения

  • 150-летие А.П.Чехова

  • На экраны выходит "Кандагар"

  • Речник: новый поворот

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.