В рамках большой поездки в Сибирь Дмитрий Медведев провел совещание по модернизации экономики. И речь не только о создании современного производства сегодня и сейчас. Как запустить механизм самообновления, чтобы через несколько лет вновь не возвращаться к этой теме? Какие идеи, и на что пойдут миллиарды?
Отечественная продукция может выдержать не только экстремальные природные условия, но и жесткую конкуренцию с западными разработчиками. Томская компания "Микран" из тех, что в стране по пальцам пересчитать. 800 человек персонала, действительно инновационное производство. Выпускают системы связи, измерительную аппаратуру, электронику для российского истребителя пятого поколения. Хай-тек требует новейшей технической оснастки.
"Оборудование очень дорогое. Все это в лизинг покупается. Для фирмы это конечно большой груз", - рассказывает главный технолог НПК "Микроэлектроник" Леонид Великовский.
Меры по поддержке небольших инновационных компаний и крупных передовых проектов не случайно обсуждались именно в Томске.
Разговор о технологическом развитии проходил в стенах политехнического университета. Профессиональные кадры - один из двигателей инновации. Томску в этом смысле повезло. Там каждый пятый студент, а по количеству кандидатов и докторов наук к общему числу жителей город и вовсе на первом месте в России.
Но для реализации идей нужны большие деньги. Руководителей крупнейших частных компаний президент собрал за одним столом.
"Все представленные здесь компании когда-то получили определяющую государственную поддержку на различных этапах своего роста. Это было связано и с распределением ресурсов в 90-е годы. И в период кризиса, когда присутствующим здесь компаниям предоставлялись и государственные гарантии, и налоговые отсрочки, реализовывались совместные социальные программы, увеличивались объемы государственных закупок. Государство проявило себя надежным партнером в кризисный период. Государство не бросило частные компании на произвол судьбы. И сегодня, когда мы говорим о задачах инновационного обновления экономики, я надеюсь, что мы сможем понять друг друга", - говорит президент России Дмитрий Медведев.
В данном случае это означало совместные инвестиции государства и бизнеса в передовые проекты. Анатолий Чубайс объяснил, почему этого понимания не было до сих пор.
" Все говорят "мы готовы, но мы понимаем, если мы провалимся, то завтра прокуратура, Счетная палата, расходование бюджетных средств", - объясняет генеральный директор госкорпорации "Роснано" Анатолий Чубайс.
"Как нужно защитить бизнес? Мы же не можем безответственность вводить деньги", - говорит Дмитрий Медведев.
"Бизнес же тоже вкладывает деньги", - говорит Анатолий Чубайс.
"Если так то да, это я поддерживаю", - говорит Дмитрий Медведев.
В декабре президент встречался с главами крупнейших госкомпаний и дал указание активизировать инновационную работу. Но коммерческим структурам нужны финансовые стимулы, и в Томске они их получили. Минфин предложил высокотехнологичным компаниям 20%-ю налоговую льготу. Правда, с оговорками, которые Алексей Кудрин обосновал цитатой из дневника своего предшественника Сергея Витте, министра финансов еще царской России.
"Сегодня я снял деньги с броненосца и отдал их на учреждение Томского технологического института", в стенах которого мы сегодня и находимся", - говорит министр финансов РФ Алексей Кудрин.
"Я понимаю, о чем вы. Давайте снимем деньги с чего-нибудь, сюда дадим, и у нас будет инновационный рай. Нет, нужно все делать параллельно", - полагает Дмитрий Медведев.
Олимпиадинский горно-обогатительный комбинат, что в 600 километрах к северу от Красноярска - пример постоянной модернизации. Там своя лаборатория. Ноу-хау быстро внедряют - сейчас, к примеру, добывать крупицы золота из руды помогают специально выведенные микроорганизмы.
Нефтянка тоже осваивает новые технологии.
Для строительства добывающей ледостойкой платформы, что будет работать в Печорском море, потребовалась новая сверхпрочная сталь. Разработка Череповецкого металлургического комбината, где для этого запустили печь особого класса.
Но инноваций в добывающем секторе крайне недостаточно. При том, что отрасль - стратегическая - 40% налоговых и таможенных поступлений в бюджет. В Омске президент провел совещание, где выступил за создание единой системы контроля транспортировки нефти.
"Значит, я слышал о том, что, там работают по-разному и гонят зачастую на экспорт то, что, в общем, пока и гнать-то не стоило бы. На этом деньги зарабатывают. Значит, сколько у нас таких мини-НПЗ возникло за последнее время?" √ спрашивает Дмитрий Медведев.
"196, при этом только 80 были официально сданы, а 116 заводов так официально не сданы в эксплуатацию. Но они отгружают продукцию", говорит председатель правления ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков.
"Это ж преступление. Разберемся", - отвечает Дмитрий Медведев.
Обсуждали и топливно-энергетический комплекс в целом. Но речь не о количественном развитии а о качественном рывке.
"Те решения, которые мы с вами принимаем - это ответ на вопрос о том, останемся ли мы в числе ведущих энергетических держав или нас отодвинут на обочину несмотря на все наши колоссальные запасы, несмотря на весь наш распределенный нераспределенный фонд, которым мы так гордимся и который мы так активно эксплуатируем. Окажемся на задворках. При этом, конечно, мы должны заниматься модернизацией и внедрением инноваций не только в новой экономике, не только в высоких технологиях в таком узком смысле этого слова, но и в нашей традиционной экономике, к числу которой относится ТЭК", - уверен Дмитрий Медведев.
А это Талдинское месторождение, Кемеровская область. 12 февраля там дали старт принципиально новой для России технологии - одновременной добыче угля и угольного газа - метана.
Теперь работа горняков станет намного безопаснее, а энергетика Западной Сибири эффективнее. Пример модернизации даже в, казалось бы, инертной угольной отрасли.
|