Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 13.09.2010





видеорепортаж

фоторепортаж


Подвиг

Героический полет
Дмитрий Петров





Пассажирский ТУ-154 совершил вынужденную посадку на непригодный и заброшенный аэродром.
Пассажирский ТУ-154 совершил вынужденную посадку на непригодный и заброшенный аэродром.

Экипаж "Мирнинского авиапредприятия", многоопытные пилоты первого класса
Экипаж "Мирнинского авиапредприятия", многоопытные пилоты первого класса

Второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов
Второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов

Командир экипажа Евгений Новоселов
Командир экипажа Евгений Новоселов

Ослепший и оглохший самолет они сразу же начали уводить из воздушного коридора
Ослепший и оглохший самолет они сразу же начали уводить из воздушного коридора

Штурман ТУ-154 Сергей Талалаев
Штурман ТУ-154 Сергей Талалаев

Они успели разглядеть там и островок с песчаной косой. На нее и собирались садиться. Но судьба  дала им другой шанс
Они успели разглядеть там и островок с песчаной косой. На нее и собирались садиться. Но судьба дала им другой шанс

Бортпроводник ТУ-154 Рифкат Низамов
Бортпроводник ТУ-154 Рифкат Низамов

Супруга Рифката Низамова Наталья Низамова
Супруга Рифката Низамова Наталья Низамова



В Республике Коми под городком Ижма произошло настоящее авиационное чудо. Седьмого сентября, в 7:55 по московскому времени, пассажирский ТУ-154 по пути из Полярного (Якутия) в Москву совершил вынужденную посадку на непригодный и заброшенный аэродром. У лайнера на высоте в почти 11 километров вышла из строя энергосистема, навигация и радиосвязь. Но, самое страшное, - встали топливные насосы. Но никто из тех, кто находился на борту, а это 81 человек, не пострадал. Ни у кого ни единой царапины. Это чудо совершил экипаж "Мирнинского авиапредприятия", многоопытные пилоты первого класса. То, что приключилось со 154-м, в наставлениях по эксплуатации называется "особым случаем". Но благодаря высочайшему профессионализму, выдержке и мужеству летчиков и, конечно, невероятному везению, удалось избежать самого страшного. Спасенные пассажиры уже обратились с просьбой наградить экипаж. После завершения всех формальностей и расследования президент пообещал удовлетворить эту просьбу.

В то утро до Москвы оставалось два часа лету. Когда спокойный полет по привычному маршруту, изученному за долгие годы работы на этой трассе едва ли не до каждого облачка, вдруг оборвался зуммером аварийной сигнализации и докладом бортинженера об отказах в системе электроснабжения.

"Человек в неестественной среде не должен поддаваться эмоциям, а только правилам. То бишь, инструкциям, руководствам, плюс никаких эмоций. И никаких ощущений не должно быть тоже. То есть интуиция тут не должна присутствовать. То есть строго инструкция. Тогда будешь жить. Все инструкции написаны кровью", - говорит второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов.

Руководство по летной эксплуатации требует первым пунктом сообщить о неполадках диспетчеру. Командир экипажа Евгений Новоселов сделал это незамедлительно, запросил аэродром для возможной экстренной посадки. А уже в следующее мгновение радиосвязь оборвалась.

"Когда загорелся сигнал аварийного остатка, бортинженер нажал часы, и вот это время пошло против нас, 30 минут, против нас. Быстро пришло выбирать место для посадки", - вспоминает второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов.

Ослепший и оглохший самолет они сразу же начали уводить из воздушного коридора. Отвернули вправо и стали снижаться. Благо, работали рули высоты и направления.

"Вариантов у нас не было. Вдвоем зажали рули управления. Была одна задача: удержать самолет от сваливания и не вывести его в закритические режимы", - рассказывает второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов.

Когда подошли к облакам, на панели приборов работали только вариометр, показывающий вертикальную скорость, высотомер и указатель скорости. Не работали предкрылки и закрылки. Летели, как говорят летчики, на чистом крыле.

"Просто быстро пришло решение, что нужно отмести все, пробивать облачность, выходить только на визуальный полет, подбирать аварийную площадку и садиться. Споров у нас абсолютно не было", - рассказывает второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов.

Когда вынырнули из облаков, до земли оставалось несколько сотен метров. Среди тайги они пытались разглядеть хотя бы клочок открытого пространства.

"Вдалеке была река. А река - это было наше спасение. В летных училищах учат, если нужно место вынужденной посадки, вдоль реки ты всегда найдешь место. Даже если будут горы, ты можешь на реку сесть. Пускай будет она мелкая, глубокая, но река - это самое безопасное место", - объясняет командир экипажа ТУ-154 Евгений Новоселов.

Они успели разглядеть там и островок с песчаной косой. На нее и собирались садиться. Но, судьба, проверив нервы экипажа на прочность, дала им другой спасительный шанс.

"И штурман, как говорю, крутил головой на 180 градусов, говорит: "ребята, полоса". И мы тоже посмотрели, да, промелькнуло что-то такое родное сразу. Скорость была страшная, конечно, 400 километров в час. Естественно, если бы была выпущена механизация, скорость планирования в посадочном положении у нас была 270, не больше, а на касании где-то 255 километров. А тут пришлось держать 400. И вот этот прибор мне говорит: держи угол девять градусов, чтобы у меня был, чтобы я не свалился. Мне нужна скорость 400 километров в час. Мы там прибрали немножко, сделали 380, смотрю, терпимо, ну все-таки хоть на 20, 10 километров мы уменьшили. Где-то на скорости 380-390 была произведена посадка", - рассказывает второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов. Но этим шансом еще надо было воспользоваться. Главное было - не свалить самолет в штопор.

"У меня холодок побежал, когда мы выкатились из-за полосы и врезались в этот лес", - вспоминает командир экипажа ТУ-154 Евгений Новоселов.

"А у меня наоборот, как только выкатились, штурман громко сказал: "скорость 100 километров в час". Я подсчитал, что эта скорость уже очень маленькая для того, чтобы самолет разрушился, или кто-то пострадал об эти кусты", - говорит второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов.

На борту паники не было, рассказывает стюард Рифкат Низамов. Он летает на северных маршрутах 34 года и со многими клиентами авиакомпании давно знаком лично. Его спокойствие передалось пассажирам. Кто-то дал волю чувствам только после того, как всё уже закончилось.

"Всё совершенно спокойно. Мы с Еленой Дмитриевой сидели в хвосте. Единственное, что она крестила самолет. При каждом заходе. Пассажиров всех крестила. Это всё как в кино, знаете. Я знаю сюжет, знаю, что концовка будет хорошая. Первое дело, что мы сделали, мы напоили пассажиров водой. После приземления у троих-четверых человек была истерика", - рассказывает бортпроводник ТУ-154 Рифкат Низамов.

Сейчас жена Рифката Низамова на пенсии, а когда-то они вместе летали в одном экипаже. Теперь на каждом празднике третий тост поднимают за Николая Терещенко, который в Мирнинском авиаотряде и воспитал таких пилотов. А еще благодарят инструкторов, которые нещадно гоняли их на экзаменах.

"Они нас заставляли прыгать с трапа. Мы ползали, тушили пожары. А сейчас, когда это всё случилось, первое, что мне пришло в голову: "Господи, мальчишки, дай вам Бог здоровья, что вы нас так гоняли". Это была такая школа", - рассказывает супруга Рифката Низамова Наталья Низамова.

"Думаю, будем отмечать. Не будем задирать носы, как говорится. Следующий рейс будет после разрешения председателя комиссии о допуске нас к полету и прохождения медицинского осмотра. Хоть завтра. Тем же экипажем, никто на пенсию пока не собирается", - говорит второй пилот ТУ-154 Андрей Ламанов.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Героический полет
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Подвиг

  • Мировой политический форум

  • Борьба с бандподпольем

  • Москва: перестройка

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.