Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 03.10.2010





видеорепортаж

фоторепортаж


Отставка Лужкова

"Лужковский ампир"
Дмитрий Кайстро





Своего благодетеля Церетели отливал трижды
Своего благодетеля Церетели отливал трижды

Лужков не забыл расторопного скульптора, и скоро лицо города покрыло "церетеливское" бронзовое многопудье
Лужков не забыл расторопного скульптора, и скоро лицо города покрыло "церетеливское" бронзовое многопудье

На улицах появились крепкие лошадиные зады и хохочущие клоуны
На улицах появились крепкие лошадиные зады и хохочущие клоуны

Мастеру парадных портретов Александру Шилову мэр с барского плеча подарил немаленькую галерею в центре столицы
Мастеру парадных портретов Александру Шилову мэр с барского плеча подарил немаленькую галерею в центре столицы

Нашел Лужков хорошее место в центре и для персонального музея другого плодовитого скульптора Бурганова
Нашел Лужков хорошее место в центре и для персонального музея другого плодовитого скульптора Бурганова

"Вкус Лужкова воспитывался коробкой конфет", - считает искусствовед Марат Гельман
"Вкус Лужкова воспитывался коробкой конфет", - считает искусствовед Марат Гельман

Один из самых чудовищных примеров агрессивного "лужковского" градостроения - Военторг
Один из самых чудовищных примеров агрессивного "лужковского" градостроения - Военторг

Выражение "лужковский стиль" быстро стало нарицательным и даже появилось в "Википедии"
Выражение "лужковский стиль" быстро стало нарицательным и даже появилось в "Википедии"

В историческом центре не осталось практически ни одного квадратного метра, не затронутого строительством
В историческом центре не осталось практически ни одного квадратного метра, не затронутого строительством

Дом-яйцо, дом из мотков проволоки, целое созвездие домов совсем уж фантастической геометрии...
Дом-яйцо, дом из мотков проволоки, целое созвездие домов совсем уж фантастической геометрии...

Профессор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев
Профессор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев

Примечательно, что в австрийском Кицбюле на законы архитектурного соответствия Лужков не покусился
Примечательно, что в австрийском Кицбюле на законы архитектурного соответствия Лужков не покусился



Одно из самых тяжелых - архитектурное наследие Лужкова. Шестого октября соберется общественный градостроительный совет, на котором будет обсуждаться в том числе и начало строительства депозитария музеев Московского Кремля на Боровицкой площади. Скандальная стройка, которая шла вразрез с общественным мнением, уже приостановлена. Но сколько еще предстоит пересмотреть?! Например, гигантское творение Зураба Церетели - памятник Петру. Британская "Гардиан" на днях написала, что монумент занял десятое место в списке самых уродливых сооружений в мире.

"Человека, которого я люблю, дружу и вижу его жизнь, что он и спортсмен, и поднимает духовную силу России, любит детей, пенсионеров. Это же явление. Это же надо или в стихах, или в рисунках, или в скульптурах", - говорит народный художник СССР, президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

Своего благодетеля Церетели отливал трижды. В образе хозяйственного дворника, эротично обнаженного теннисиста - рядом персональная скульптура супругу мэра в костюме наездницы - и даже аллегорического медведя. В его создании Лужков участвовал лично. Указав на бронзовых зверей на Манежной площади, градоначальник воскликнул: "А почему нет русского медведя". И раскинул руки, показав размеры зверя. Церетели скопировал позу заказчика. Лужков не забыл расторопного скульптора, и скоро лицо города покрыло "церетеливское" бронзовое многопудье. На улицах появились крепкие лошадиные зады и хохочущие клоуны, а над Москвой-рекой вознесся царь Петр, спешно переделанный из экспортного Колумба.

"Здесь целый заповедник Церетели: и Петр, и мост, на котором мы стоим", - показывает координатор общественного движения "Архнадзор" Александр Можаев.

Под музей современного искусства Лужков подарил скульптору особняк XVIII века архитектора Казакова. Здание на Петровке тогда назвали памятником местного значения и объявили собственностью Церетели. Открывая музей, Лужков высказался на этот счет более чем определенно.

"Это была очень трудная работа. Мы ее делали, как это говорят в простонародье, втихоря", - говорил Юрий Лужков, с июня 1992 г. по сентябрь 2010 г. мэр Москвы.

Другому своему любимцу, мастеру парадных портретов Александру Шилову, мэр с барского плеча подарил немаленькую галерею в центре столицы.

"Одной может оказаться недостаточной, потому что Александр Шилов все время в работе, творчестве, все время в поисках. Я думаю, Саша, если ты еще что-то такое наработаешь, мы что-нибудь найдем", - говорил в 2003 году Юрий Лужков.

Нашел Лужков хорошее место в центре и для персонального музея другого плодовитого скульптора Бурганова, который тоже наработал в столице с размахом.

"Вкус Лужкова воспитывался коробкой конфет богатой. Я помню, в 70-80-е годы подарочные коробки конфет, которые люди хранили годами. Конфеты высыхали, но на коробках была гладкая живопись. Вот это Шилов. Или, например, грузинская чеканка или подсвечник. Это Церетели. Скорее всего он искренне верил, что Церетели - великий скульптор, а Шилов - великий художник", - считает член Общественной палаты РФ, искусствовед Марат Гельман.

Такой неистовой энергии не было ни у одного столичного начальника нигде в мире. Строительная гигантомания захлестнула город. Москва утонула в турецких башенках, стеклянных куполах, ажурных колоннадах, растяжках и билбордах. Новострои и новоделы со всех сторон. Один из самых чудовищных примеров агрессивного "лужковского" градостроения - Военторг. Старое здание, в 1910 году получившее премию московской Думы как самое красивое здание года, превратилось в пышный турецкий супермаркет. Выражение "лужковский стиль" быстро стало нарицательным и даже появилось в "Википедии".

В историческом центре не осталось практически ни одного квадратного метра, не затронутого строительством.

"Архитектура - это всегда взаимоотношение пространства застроенного и незастроенного. Если вы все застроили, архитектуры не может быть. И если тебе дана власть, ты должен тысячу раз подумать, тысячу раз. Ладно, ради Бога, зарабатывайте свои деньги, хоть миллиарды и живите хоть в Австрии, но здесь-то не гадьте. Теперь, еще Радищев сказал в "Путешествии из Петербурга в Москву": "звери алчные, пиявицы ненасытные, что оставляете вы крестьянину. Только что отнять не можете воздух". Сегодня у Москвы остался воздух", - говорит заслуженный архитектор России, член президиума Международного совета музеев Валентин Гаврилов.

"Самое коррупционноемкое - это строительство в центре. Ведь понятно, что вряд ли человек просыпается и думает: "хочу разрушить облик Москвы". То есть он думает: "хочу заработать, но для этого мне нужно разрушить облик Москвы", - говорит член Общественной палаты РФ, искусствовед Марат Гельман.

"Это архитектура жадности. Это архитектура выжимания квадратов и кубов", - говорит писатель, историк, москвовед, культуролог Рустам Рахматуллин.

Если на отечественную "Волгу" повесить мерседесовскую звезду, "Волга" все равно не станет "Мерседесом". Да и не нужно. Но ведь все чего-то хочется. Чтобы не хуже, чем у других. Дом-яйцо, дом из мотков проволоки, целое созвездие домов совсем уж фантастической геометрии.

"Когда человек не знает, что делать с архитектурой, он становится архитектурным импотентом. Что в этом случае они делают? Либо фаллос, либо яйца. Больше они ничего делать не могут. Потому что сделать здание архитектурное сложно, а вот сделать яйца и навалить их на эту несчастную страну √ это, пожалуйста, ради Бога", - возмущается заслуженный архитектор России, член президиума Международного совета музеев Валентин Гаврилов.

"Никто не знает, какой художественный вкус у мэра Берлина или Лондона. Его вкус не имеет значения, но будем надеяться, что у следующего руководителя нашего замечательного мегаполиса куражу не хватит на претензию на это. А то, что останется, может быть, будет вызвать глубочайшие интересы следователей следующей эпохи", - полагает профессор Московского архитектурного института, доктор искусствоведения, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев.

Серьезных архитекторов сейчас волнует то, что делать со всем этим наследием. Ведь за этой безумной архитектурной активностью, кажется, забыли о людях, которым надо где-то жить, гулять, ездить, а не стоять в мучительных пробках. Специалисты сейчас бьют тревогу, пытаясь отстоять то, что еще осталось от старой Москвы, и не допустить уже запланированного уничтожения.

"Речь идет о восстановлении знаменитой Хитровской площади. Нужно выносить на свет все экспертные заключения, все проекты режимов и регламентов. Мы знаем, кто пишет эти бумаги, Та же 20-я мастерская второго Моспроекта, которая сочиняла лживую экспертизу по палатам Гурьевых после пожара, говоря, что там нет интерьера. Мы не верим этим бумагам. Мы понимаем, что они пишутся под конкретного застройщика", - убежден координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.

Примечательно, что в австрийском Кицбюле, где Лужков любит отдыхать, на законы архитектурного соответствия он не покусился. Пятизвездочный отель, построенный супругой бывшего мэра Еленой Батуриной, весьма гармонично вписался в местную городскую среду, за что местные жители им крайне благодарны.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Президент прокомментировал отставку мэра Москвы
  • Отрешение Лужкова
  • Медведев и Путин обсудили ситуацию вокруг Лужкова
  • "Лужковский ампир"
  • Лукашенко поддержал Лужкова
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Отставка Лужкова

  • Визит президента на Камчатку

  • ЧП в Ставрополе

  • Шпионские разоблачения

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2020. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2020.