Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"
Политика:
Навстречу выборам

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 16.01.2011





видеорепортаж

фоторепортаж


Трагедия под Смоленском

Окончательный отчет
Андрей Медведев





Из доклада МАК следует, что в роковом полете "борта 101" слишком многое было не так, как нужно
Из доклада МАК следует, что в роковом полете "борта 101" слишком многое было не так, как нужно

До вылета из Варшавы летчики ничего не знали о фактической погоде в Смоленске
До вылета из Варшавы летчики ничего не знали о фактической погоде в Смоленске

Реконструкцию последних 20 минут рокового полета сделали авиационные специалисты
Реконструкцию последних 20 минут рокового полета сделали авиационные специалисты

У "борта 101" есть запасные аэродромы - Минск и Витебск. Но уход на запасной, как ясно из записи, даже не обсуждается
У "борта 101" есть запасные аэродромы - Минск и Витебск. Но уход на запасной, как ясно из записи, даже не обсуждается

Пилот снижается до 100 метров и начинает искать землю глазами
Пилот снижается до 100 метров и начинает искать землю глазами

Отчет не определяет виновных, и МАК - структура не российская, а международная
Отчет не определяет виновных, и МАК - структура не российская, а международная

В Польше пресс-конференцию МАКа показывали в прямом эфире главные каналы
В Польше пресс-конференцию МАКа показывали в прямом эфире главные каналы

Председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов
Председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов

Аварийная система сближения с землей буквально надрывается: в кабине не переставая звучит сигнал "pull up"
Аварийная система сближения с землей буквально надрывается: в кабине не переставая звучит сигнал "pull up"

Брат погибшего президента Леха Качиньского заявил: доклад не может быть объективным, уже потому что работу проводили русские
Брат погибшего президента Леха Качиньского заявил: доклад не может быть объективным, уже потому что работу проводили русские

Глава польского МВД Ежи Миллер заявил, что в целом отчет отражает ситуацию, но наши замечания не учтены
Глава польского МВД Ежи Миллер заявил, что в целом отчет отражает ситуацию, но наши замечания не учтены

Уильям Восс говорит, что ситуация, которая предшествовала аварии хорошо знакома профессионалам
Уильям Восс говорит, что ситуация, которая предшествовала аварии хорошо знакома профессионалам

Переговоры (а это более 50 часов записей) были переданы почти сразу после трагедии
Переговоры (а это более 50 часов записей) были переданы почти сразу после трагедии

Мы не оспариваем основные положения и выводы доклада МАК, но считаем его неполным", - говорит Дональд Туск
Мы не оспариваем основные положения и выводы доклада МАК, но считаем его неполным", - говорит Дональд Туск

"Какими бы трудными эти дни и эти часы не были, мы не допустим ухудшения наших отношений", √ заявляет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров
"Какими бы трудными эти дни и эти часы не были, мы не допустим ухудшения наших отношений", √ заявляет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров

На сайте МАК есть полный отчет на русском и английском языках, замечания польской стороны к отчету
На сайте МАК есть полный отчет на русском и английском языках, замечания польской стороны к отчету



Дмитрий Медведев 14 января разговаривал по телефону с президентом Польши Брониславом Комаровским. В первую очередь в связи с тем, что на этой неделе Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о причинах катастрофы в апреле 2010 года под Смоленском польского "борта номер один" и гибели Леха Качиньского. И, вот, самое важное следствие: несмотря на разнонаправленную реакцию в Польше, а в отчете МАКа речь идет, прежде всего, об ошибке польского экипажа, наши отношения, похоже, прошли и это испытание.

В тот апрельский день Мартин Войцеховский оказался на месте крушения "борта 101" через 15 минут после трагедии. Он прилетел в Смоленск вместе с другими польскими журналистами на Як-40, и все ждали, что скоро приземлится и самолет президента. С того самого дня Войцеховский пристально следил за расследованием катастрофы. Разумеется, он был на пресс-конференции 12 января и выслушал доклад Межгосударственного авиационного комитета о причинах катастрофы "борта номер один".

"Даже польские эксперты, в том числе уполномоченный представитель польской комиссии Эдмунд Клих сказал, что из 12 причин 10 причин - это вина польской стороны. То есть, есть, конечно, вопросы, касающиеся аэродрома, диспетчеров, но они не повлияли на то, что случилось", - рассказывает обозреватель польской газеты "Выборча" Мартин Войцеховский.

Из доклада МАК следует, что в роковом полете "борта 101" слишком многое было не так, как нужно. С начала и до самого конца. Прежде всего, экипаж имел слишком маленький налет на самолете Ту-154: у командира общий налет чуть больше трех тысяч часов, а в качестве первого пилота чуть больше 500. При этом экипаж был сформирован всего за несколько дней до рейса.

До вылета из Варшавы летчики ничего не знали о фактической погоде в Смоленске. Эту реконструкцию последних 20 минут рокового полета сделали авиационные специалисты. Сначала минские диспетчеры, потом смоленские информируют польский экипаж о погоде. "Корсаж" - это как раз позывной аэропорта "Северный".

"На "Корсаже" туман, видимость 400 метров", - говорит диспетчер.

Экипаж Ту-154 связывается с польским Як-40, который успел сесть в Смоленске чуть раньше. Пилот прямо, не стесняясь в выражениях, говорит коллеге, что погода очень плохая.

У "борта 101" есть запасные аэродромы - Минск и Витебск. Но уход на запасной, как ясно из записи, даже не обсуждается. В кабине пилотов все последние 20 минут полета находится глава президентского протокола и командующий ВВС Польши.

"Присутствие главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющей доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало. По результатам судебно-медицинской экспертизы, в крови главнокомандующего ВВС обнаружен этиловый алкоголь в концентрации 0,6 промилле", √ констатирует председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина.

Пилот сообщает главе протокола, что на аэродроме туман и сесть невозможно. На речевом самописце осталась такая фраза "он взбесится". Кто такой он, установить не удалось. Но пилот, очевидно, хотел услышать чье-то решение.

Польский пилот понимает всю сложность ситуации, но все же сообщает диспетчеру: мы попытаемся сесть. Тот разрешает снизиться до 100 метров и потом быть готовым к уходу на второй круг.

"Слова про то, что диспетчер сказал "посадка дополнительно" - это значит, что посадка запрещена", - объясняет председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов.

Пилот снижается до 100 метров и начинает искать землю глазами. А кругом туман. Пилот не докладывает диспетчеру, как был должен, о намерении садиться. В этот момент аварийная система сближения с землей буквально надрывается: в кабине не переставая звучит сигнал "pull up", то есть "тяни вверх". Диспетчер кричит: горизонт 101. То есть он видит, что самолет снижается слишком быстро и приказывает прекратить снижение.

"Непосредственными причинами катастрофы явились: непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром при неоднократной и своевременно полученной информации о фактических метеоусловиях на аэродроме "Смоленск-Северный" значительно хуже установленных для этого аэродрома минимумов; снижение в невидимости наземных ориентиров до высоты значительно ниже установленной руководителем полетов минимальной высоты ухода на второй круг (100 метров) с целью перехода на визуальный полет; отсутствие должной реакции и требуемых действий при многократном срабатывании предупреждения и команды системы раннего предупреждения TAWS," √ констатирует Татьяна Анодина.

В Польше пресс-конференцию МАКа показывали в прямом эфире главные каналы. Реакция политиков на доклад последовала в первые часы. Брат погибшего президента Леха Качиньского заявил: доклад не может быть объективным, уже потому что работу проводили русские.

"Мы видим последствия: обвинения польских пилотов и Польши в целом односторонне и бездоказательно. Содержание отчета - результат позиции премьер-министра Дональда Туска, которому нет оправданий. Мы должны продолжать усилия для выяснения причин катастрофы", - заявляет брат Леха Качиньского, лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский.

Но стоит напомнить: отчет не определяет виновных, и МАК - структура не российская, а международная. В Москве лишь находится его штаб-квартира.

Глава польского МВД Ежи Миллер, возглавляющий комиссию по расследованию с польской стороны, заявил, что в целом отчет отражает ситуацию, но наши замечания не учтены.

"Должен признать, что мы не удовлетворены тем, как отнеслись к нашим замечаниям к докладу в МАК. Если бы мы считали, что польская сторона не несёт ответственности за трагедию, этих замечаний было больше, и мы оспаривали выводы комиссии. Но мы не спорили, поскольку мы бы пришли к таким же выводам", - говорит министр внутренних дел Польши Ежи Миллер.

Главная претензия польских властей: в отчете не отражена роль российских диспетчеров. Дескать, они не только могли, но просто были обязаны запретить посадку в сложных метеоусловиях. То есть часть вины вроде бы лежит на них. Однако диспетчер по всем международным законам и соглашениям не имеет никакого права запрещать или разрешать посадку. На это на пресс-конференции обратила внимание глава МАК Татьяна Анодина. Это хорошо известно любому авиационному специалисту.

Президент авторитетнейшего международного фонда "Безопасность полетов" Уильям Восс говорит, что ситуация, которая предшествовала аварии хорошо знакома профессионалам.

"Распространенным заблуждением является то, что диспетчеры принимают большое участие в принятии решений. Честно говоря, диспетчеры лишь обеспечивают экипаж информацией: о погоде, об альтернативных вариантах. Они не принимают решений. Поэтому это нормально, что в докладе основное внимание уделяется процессу принятия решений в кабине самолета. Диспетчеры могут запрещать "бортам номер один" совершить посадку только в одной ситуации: когда присутствует другой самолет, когда невозможно их развести. Это как раз и есть работа диспетчера - разводить самолеты для обеспечения безопасности полетов. У диспетчера нет полномочий запрещать посадку", - объясняет президент Всемирного фонда безопасности полётов Уильям Восс.

Вообще-то что, как и когда говорили российские диспетчеры на аэродроме "Северный" в тот день, польская сторона отлично знает. Переговоры (а это более 50 часов записей) были переданы почти сразу после трагедии, что подтвердил Эдмунд Клих, официальный представитель Польши при МАКе. Надо полагать, что будь там нечто сенсационное, эти записи давно бы утекли в прессу. Как случилось с засекреченной расшифровкой бортовых самописцев, которая попала на сайт польского МВД еще летом.

В октябре польский журнал "Впрост" опубликовал вот эту статью. Название понятно даже тому, кто польского не знает: "Генерал Бласик конфликтовал с пилотами?" Журналисты смогли раздобыть материалы расследования польской прокуратуры и обнародовали их. Пилоты 36-го особого полка ВВС Польши рассказали следователям, что им не дают учиться, что уже два года не было занятий на тренажерах, что им не дают толком отдыхать после полетов, а во время полетов присутствие в кабине генералов или гражданских начальников - обычное дело. Бывший президент Польши Лех Валенса, лидер движения "Солидарность", на этой неделе прямо сказал: вины русских в трагедии нет.

"С прискорбием заявляю, что гораздо больше ошибок было совершено с нашей стороны. Я тоже бы хотел подпустить шпильку россиянам, но не могу, так как то, что и как они делают по смоленскому делу, заслуживает признания и благодарности", - уверен бывший президент Польши Лех Валенса.

Премьер-министр Польши Дональд Туск на отчет МАКа отреагировал взвешенно. Да, нам хотелось бы, чтобы наши претензии по поводу диспетчера учли, но основные выводы верны.

"Мы не оспариваем основные положения и выводы доклада МАК, но считаем его неполным", - говорит премьер-министр Польши Дональд Туск.

За девять месяцев, прошедших после катастрофы, Межгосударственный авиационный комитет провел огромную работу, в которой с самого начала принимало участие более 20 специалистов из Польши. И вообще расследование шло максимально публично.

"Какими бы трудными эти процессы не были, а это неизбежно, потому что это судьбы людей. Какими бы трудными эти дни и эти часы не были, мы не допустим ухудшения наших отношений, вектор которых был задан и в Москве и в Варшаве", √ заявляет министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

На сайте МАК есть полный отчет на русском и английском языках, замечания польской стороны к отчету. В интернете можно посмотреть и реконструкцию полета польского самолета в российском воздушном пространстве. И на пресс-конференции глава МАК Татьяна Анодина сказала: "нам скрывать нечего и мы готовы сотрудничать с любыми авиационными специалистами".













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Окончательный отчет
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Борьба с коррупцией

  • Трагедия под Смоленском

  • Переворот в Тунисе

  • Мураду Кажлаеву - 80

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2022. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2022.