Ramblers Top100
Политика:
Навстречу выборам
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 23.01.2011





видеорепортаж

фоторепортаж


Расследование под Смоленском

Болезненный вопрос
Андрей Медведев





Расследование катастрофы под Смоленском польского "борта ╧ 1". Особенно болезненно этот процесс проходит в Варшаве
Расследование катастрофы под Смоленском польского "борта ╧ 1". Особенно болезненно этот процесс проходит в Варшаве

Польская комиссия опубликовала выдержки переговоров экипажа с диспетчерами
Польская комиссия опубликовала выдержки переговоров экипажа с диспетчерами

После этого МАК обнародовал полную стенограмму
После этого МАК обнародовал полную стенограмму

Что касается самой посадки, то запрещать ее польским летчикам наши диспетчеры вообще не имели права.
Что касается самой посадки, то запрещать ее польским летчикам наши диспетчеры вообще не имели права.

"Последний полет. Причины смоленской катастрофы" - сейчас эта книга в Польше бестселлер
"Последний полет. Причины смоленской катастрофы" - сейчас эта книга в Польше бестселлер

Старые опытные летчики ушли, молодежь во многом знала самолет только теоретически
Старые опытные летчики ушли, молодежь во многом знала самолет только теоретически

Экипаж решил садиться с включенным автоматом тяги, просто не понимая, что на аэродроме "Северный" так садиться нельзя
Экипаж решил садиться с включенным автоматом тяги, просто не понимая, что на аэродроме "Северный" так садиться нельзя

Окончательное решение всегда принимает экипаж, потому что именно он несет ответственность за безопасность полета
Окончательное решение всегда принимает экипаж, потому что именно он несет ответственность за безопасность полета

Для пилота польского "борта 101" высота принятия решения была сто метров
Для пилота польского "борта 101" высота принятия решения была сто метров

Почему пилоты неправильно установили давление? Видимо, сказалась нехватка налета и подготовки
Почему пилоты неправильно установили давление? Видимо, сказалась нехватка налета и подготовки



Расследование катастрофы под Смоленском польского "борта ╧ 1". Особенно болезненно этот процесс проходит в Варшаве, где часть политиков стала использовать расшифровки разговоров президентского экипажа со смоленскими диспетчерами. Этой осенью в Польше - парламентские выборы. 18 января польская комиссия опубликовала выдержки переговоров экипажа с диспетчерами. Но вот именно, что выдержки. После этого МАК обнародовал полную стенограмму. Только одна деталь: диспетчер сообщил экипажу о давлении в районе аэродрома "Северный" - 745 миллиметров, а на президентском лайнере высотомер был выставлен на 760. Отсюда √ неверные данные высоты. Что касается самой посадки, то запрещать ее польским летчикам наши диспетчеры вообще не имели права.

"Последний полет. Причины смоленской катастрофы" - сейчас эта книга в Польше бестселлер. Один из авторов, журналист Ян Осецкий, рассказывает, что он и другие авторы, среди которых профессиональный пилот, летавший на Ту-154, несколько раз выезжали под Смоленск на место трагедии, пытаясь понять, почему летчики снизились до такой малой высоты и нарушили столько правил.

Один из основных и наиболее неутешительных выводов: уровень подготовки пилотов спецполка был удручающе низким.

"Катастрофа на самом деле началась восемь-десять лет назад. Пилоты проходили все более слабую подготовку. Об этом стыдно говорить, этот полк должен быть гордостью страны и армии, он отвечает за полеты самых важных лиц. Но в стране были проблемы, нужно было экономить", - рассказывает журналист Ян Осецкий.

Старые опытные летчики ушли, молодежь во многом знала самолет только теоретически. Это сказалось потом, под Смоленском, когда экипаж решил садиться с включенным автоматом тяги, просто не понимая, что на аэродроме "Северный" так садиться нельзя.

"Оказалось, что пилоты не читали учебника Пятина "Динамика полета и пилотирования Ту-154", который является библией для пилотов Ту-154. Вдруг оказалось, что этой книги в 36-м полку нет. Один из представителей командования полка даже позвонил нам, журналистам, с вопросом, нет ли у нас этого учебника, и не можем ли мы его одолжить", - рассказывает журналист Ян Осецкий.

Эти факты всплыли в ходе расследования, которое проводила польская прокуратура, и для многих в стране они стали шокирующим и неприятным откровением. Премьер-министр Дональд Туск, выступая перед сеймом на этой неделе, сказал: в стране очень многие не заинтересованы узнать правду о трагедии.

"Инсинуаций на эту тему в последнее время очень много. Говорят: наша правда - это эталон или, что есть выгодная для нас правда. Не бывает выгодной правды. Правда - это только то, что документально подтверждено комиссией", - объясняет премьер-министр Польши Дональд Туск.

Дональд Туск обвинил оппозицию и прежде всего Ярослава Качиньского в том, что он откровенно использует трагедию под Смоленском в своих политических целях. Осенью в стране выборы в сейм, и расследование превращают в предмет спекуляций.

Впрочем, польский премьер оговорился, что польское правительство считает расследование Межгосударственного авиационного комитета неполным. Главная претензия Варшавы - к работе российских диспетчеров. В начале этой недели в Варшаве был представлен предварительный отчет комиссии по расследованию причин катастрофы президентского самолета. Выводы комиссии таковы: диспетчеры на аэродроме под Смоленском плохо следили за полетом, не вовремя подавали команды. И главное - не запретили посадку президентскому самолету.

Характерно, как были представлены переговоры экипажа с диспетчерами на пресс-конференции. Их изрядно подсократили и убрали все разговоры посторонних в кабине главкома ВВС генерала Бласика и главы президентского протокола Мариуша Казаны. А они находились там до самого столкновения с землей. И, как следует из разговоров пилотов, очень боятся гнева некоего важного пассажира.

В ответ МАК опубликовал полную расшифровку разговоров российских диспетчеров на своем сайте. Вот ее наиболее важные моменты: в Смоленске вообще были уверены, что польский "борт ╧ 1" уйдет на запасной аэродром, пилота предупреждают несколько раз - погоды для посадки нет. Причем, польский борт летит сам, не запрашивая погодных условий, и не предупреждая о вылете.

Пилоту разрешают снизиться до ста метров. Диспетчеры явно нервничают: погоды нет, а летчик намерен рисковать. Но запретить они ему не могут. Диспетчер говорит пилоту: "посадка дополнительно". То есть, садиться нельзя.

Подобное поведение диспетчера было абсолютно правильным и законным, считает, Бо Редеборн, директор по организации воздушного движения Евроконтроля. Правила, по которым именно пилот принимает решение садиться или нет, общие для всей мировой авиации. Приняты они были в конце 60-х и с тех пор не менялись.

"Окончательное решение всегда принимает экипаж, потому что именно он несет ответственность за безопасность полета. Обычная задача диспетчера: разводить самолеты, чтобы они не столкнулись. Но садиться или уходить на второй круг, когда самолет находится на высоте принятия решения - это полностью дело пилота", - объясняет директор Европейского бюро по безопасности аэронавигации "Евроконтроль" Бо Редеборн.

Для пилота польского "борта 101" высота принятия решения была сто метров. Потом он был обязан доложить диспетчеру о своем решении. Как следует из записи, на контрольной вышке не понимают, как в такую погоду летчики хотят сесть.

Пилот решает садиться, но диспетчеру ничего не сообщает, просто идет в тумане, причем летит он в овраге. Диспетчер видит, что самолет идет слишком низко и кричит "контроль высоты". Однако пилот продолжает снижение и врезается в березу. По мнению МАКа, летчика мог подвести высотомер.

Вот обычная кабина Ту-154. Здесь два высотомера - один радио, другой измеряет высоту при помощи атмосферного давления. В том роковом рейсе последний прибор был установлен на стандартное давление - 760 миллиметров. А оно было 745. Это дало погрешность в несколько десятков метров.

Почему пилоты неправильно установили давление? Видимо, сказалась нехватка налета и подготовки. Польская комиссия по расследованию закончит работу примерно через месяц. Можно предположить, что оценка работы диспетчеров там будет весьма своеобразная. Возможно, найдется еще какая-то причина, чтобы попытаться переложить часть вины на другую сторону. Впрочем, уже сейчас с большинством выводов МАК в Варшаве в целом не спорят. Президент Польши Бронислав Комаровский сказал на этой неделе, что в польских интересах, добавил президент, извлечь можно больше опыта из каждого доклада. Даже если это болезненно.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Болезненный вопрос
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Ставропольская драма

  • Расследование под Смоленском

  • ЖКХ: рост тарифов

  • Отказ Лужкову

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2020. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2020.