15 октября по миру прокатилась новая волна. Синхронно, в 82-х странах мира. Буквально накануне Джордж Сорос и еще 95 видных европейских политиков и бизнесменов предупредили власти ЕС о возможном крахе всей финансовой системы, если не принять срочных мер в зоне евро. И, вот, в эти выходные - одна из самых массовых акций - в Риме, где на улицы вышло до 200 тысяч человек. Это кадры съемочной группы программы "Вести недели" в столице Италии. Вокруг полыхают машины. Демонстранты подожгли даже здание минобороны. Сильвио Берлускони пообещал, что зачинщики понесут наказание. Но 82 страны. Как и кто все это координирует?
Все началось с демонстрации "Захвати Уолл-Стрит" 17 сентября. Люди остались ночевать неподалеку от биржи. Через несколько дней для спальных мешков в "Либерти парке" не хватало места. Через две недели на марши протеста в Нью-Йорке вышли десятки тысяч человек. Через месяц в каждом крупном американском городе появился захваченный парк, а манифестации недовольных финансовой политикой проходят по всему миру.
За 30 дней оккупации пробиться к самой Уолл-стрит - финансовому центру Америки - протестующим не удалось. Но черные метки от них получили фактически все глобальные корпорации. Сегодняшняя мишень - банк "Чейз". Первый в стране по количеству изъятых домов за долги, получивший 94 миллиарда долларов госпомощи во время кризиса, но уволивший 14 тысяч сотрудников и американский рекордсмен по количеству бонусов, выписанных топ-менеджерам.
Из Нью-Йорка активисты координируют акции по всей Америке. Сейчас на связи Майами. У движения десятки страниц в Twitter и Facebook, несколько сайтов и прямая круглосуточная видеотрансляция. Каждое событие мгновенно оказывается в сети. Так было, когда демонстрантов травили слезоточивым газом и арестовывали в Нью-Йорке. Или когда полиция сносила палатки в Бостоне.
"Социальные сети - это то, с чего мы начали. Это наше оружие. Если бы СМИ не освещали наши протесты, о них бы все равно узнали с помощью интернета", - объясняет блоггер Дуэйн Генри.
"Египет, Тунис, Испания, Греция нас многому научили. Как мобилизовать миллион человек моментально", - рассказывает главный редактор газеты "Occupied Wall Street Journal" Майкл Левитин.
Майк Левитин - не блоггер. Редактор газеты "Журнал Захваченной Уолл-стрит". Адрес полуподпольной редакции нам дали, соблюдая все условия конспирации.
Под потолком флаг сальвадорских коммунистов, на стене - Че Гевара и Карл Маркс. Бесплатная цветная газета на хорошей бумаге. Деньги на ее издание собрали в интернете. За неделю - 75 тысяч долларов. Лидеров и покровителей у движения, по словам Майка, нет. Хотя американские консерваторы подозревают, что протесты - часть предвыборной кампании утратившего популярность Барака Обамы. Он тоже упрекает Уолл-стрит в чрезмерной жадности.
"Обама - это приятная личность, относительно чистый политик в сравнении с коррупционерами, что правили нами десятилетиями. Но мы увидели, как и он превратился в такого же. Он не сдержал ни одного обещания", - негодует Майкл Левитин.
Американская пресса ищет организатора. Считается, что идея этих протестов принадлежит группе левых канадских блоггеров "Эдбастерс". А их якобы в свое время финансировал инвестор Джордж Сорос, сочувствующий демократам. Но доказать эту версию никто до сих пор так и не смог.
"Хотите узнать, кто за ними стоит? Просто посмотрите мне за спину", - говорит режиссёр-документалист, блоггер Денни Шектор.
Здесь настаивают на том, что представляют 99 процентов американцев. Оставшийся один процент - это Уолл-стрит и те, кто в чьих руках капиталы. Они решают, кто и как будет жить.
"Нас просто уволили. Якобы нет денег платить зарплату. Но почему это происходит в основном в школах в бедных районах. Я преподавал в Бронксе", - рассказывает преподаватель английского языка Марио Клодас.
Это стало системой, и она не работает, уверены манифестанты, приводя многочисленные примеры: американские города-призраки со столицей в Детройте, наркоманские гетто вроде Кэндома, куда даже полиция не ездит или Лас-Вегас, где сотни людей живут в тоннелях под казино. В Америке официально 46 миллионов бедных, а 50 миллионов человек не имеют медицинской страховки. При этом богатые по закону в процентном отношении платят столько же налогов, сколько и средний класс.
"Это часть глобального движения 99 процентов, которые не контролируют мир, но хотят вернуть контроль. Я поддерживаю их, потому что сам среди 99 процентов. Протесты в Висконсине в феврале и нынешние протесты - это первые за мою жизнь общенациональные акции классовой борьбы", - рассказывает гитарист группы "Rage Against The Machine", политический активист Том Морелло.
Кумир поколения 90-х Том Морелло верит: "Захвати Уолл-Стрит" - это всерьез и надолго. Верные покровители корпораций, вашингтонские ястребы, ждут первых холодов и считают, что движение их не выдержит.
"Вообще-то, это группа психов. Они экстремально левые. Это несерьезно. Они представляют ничтожную часть американского общественного мнения. Я учился в университете в конце 60-х в этой стране во время вьетнамской войны. Так что я знаю, как выглядят настоящие демонстрации левых. В сравнении с ними нынешние √ ничто", √ рассказывает Джон Болтон, в 2001 - 2005 гг. - заместитель госсекретаря США, в 2005-2006 гг. - постоянный представитель США в ООН.
Так в парке принимают решения. Речь оратора каждый, если с ним согласен, должен повторить. Ночью здесь обсуждают завтрашние шествия. После - ужин на кухне, у которой тоже есть Twitter, и короткий сон. Студенту Джошу к такому распорядку придется привыкнуть. Он только приехал захватывать Уолл-стрит из Колорадо.
"Я работаю на двух работах 12 часов в день шесть дней в неделю, по утрам хожу в университет. И каждый семестр вынужден брать у банка в долг десять тысяч долларов на обучение. Это, конечно, стоит того, но образование должно стать доступным", - говорит студент Джош.
"Вообще-то, люди по всему миру привыкли думать, что Америка - богатейшая, успешная страна", √ говорит журналист.
"Интересно, что же они думают сейчас, увидев все это", - отвечает Джош.
|