На этой неделе в рамках политреформы, предложенной президентом, уже подписан закон, резко упрощающий регистрацию партий. Снимаются все барьеры, и возникает новая политическая реальность. На какую почву ложатся зерна политических преобразований?
Депутат петербургского парламента не просто идёт на работу - он выполняет предвыборное обещание, отмеряя шаги вдоль номенклатурно-чёрных багажников служебных машин. Как раз от них питерские "Яблочники" отказались.
"Один мой коллега из фракции КПРФ вылезает из машины и подшучивает надо мной. Я хотел, конечно, ему ответить, что ему, как представителю КПРФ, было бы гораздо более органично как раз пешком приходить сюда", - рассказывает депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга от партии "Яблоко" Александр Кобринский.
Лидер фракции, москвич Григорий Явлинский на работу ездит на поезде. Ведь северная столица на декабрьских выборах отдала "Яблоку" почти 12 процентов голосов, и в отличие от Госдумы, питерский парламент - пятипартийный. Предпосылок для создания, казалось бы, долгожданной единой правой партии Явлинский пока не видит.
"То, что в законе запрещены блоки, лишний раз говорит о том, что мероприятие это для того, чтобы создать просто на политическом поле бесконечное количество партий и обезопасить партию власти", - считает руководитель фракции "Яблоко" в законодательном собрании Санкт-Петербурга Григорий Явлинский.
В отличие от Явлинского Алексей Ковалёв заседает в Мариинском дворце с 1990 года. Сегодня возглавляет местных справороссов, один из которых, правда, уже перебежал в "Единую Россию".
"Если какие-то люди, которые не хотят работать в оппозиции, а хотят быть какой-то отраслью вертикали власти, я считаю, Партия пенсионеров специально для этого сделана - если они хотят уйти, то пусть они и уходят. На здоровье", - говорит руководитель фракции "Справедливая Россия" в законодательном собрании Санкт-Петербурга Алексей Ковалёв.
В голове, покрытой буденовкой, возле дома, где жил когда-то Иосиф Сталин, уже созрели мысли о регистрации собственной партии. Коммунисты Петербурга и Ленинградской области - пока общественная организация, не путать с КПРФ.
"22 апреля проводим учредительный съезд и со знаменем Ленина-Сталина врываемся в российскую политику", - говорит лидер общественной организации "Коммунисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Сергей Малинкович.
Собственно, сама КПРФ - в это время на митинге против результатов прошедших выборов и "за" отставку главы Центрального района Петербурга, допустившей, по мнению коммунистов, фальсификации. В новой политической реальности ждут пополнения и не боятся конкурентов.
"Мы не потеряем ни молодёжь, ни устоявшийся электорат. Наоборот, проводя пикеты, усиливая работу, мы уверены, что нас будет поддерживать и понимать простой человек", - говорит первый секретарь центрального районного комитета санкт-петербургского отделения КПРФ Николай Марков.
Седьмого апреля бывшие подводники традиционно собираются в Морском соборе помянуть погибший 23 года назад экипаж субмарины "Комсомолец". Не один день офицеры запаса спорят о партстроительстве. Отставной кап-три, писатель Александр Покровский - нет моряка, не знакомого с его книгой "Расстрелять" - уверен: офицерам есть, что сказать в политике. Главный подводник - против.
"Офицеры - это была страдающая часть, на которую, в случае необходимости, можно было всё свалить и побить. В любом виде: физически, расстрелять. Пора защищать офицеров", - говорит писатель, капитан 3-го ранга запаса Александр Покровский.
"Военные - высокоорганизованные люди и, создав партию, они через какое-то время придут к мысли взять власть и изменить. Как правило это заканчивается большой кровью. Создавать свою военизированную организацию я бы поостерегся", - говорит председатель общественной организации "Санкт-Петербургский клуб подводников" Игорь Курдин.
На неделе свои заседания проводят активисты "Другой России" - незарегистрированной партии, в которую трансформировалась НБП Лимонова - и Петербургского гражданского комитета, впитавшего множество националистических и не только организаций.
"Лозунгом, который может нас объединить, может быть "Россия для русских". Нет! "Россия для русского народа". Первый очень часто неправильно трактуют", - рассуждает активист гражданского комитета Дмитрий Евтушенко.
"Это будет достаточно крупная партия с представительствами в регионах, которая идеологически будет охватывать умеренных националистов до вменяемых леваков", - считает руководитель регионального отделения Объединённого гражданского фронта в Санкт-Петербурге Ольга Курносова.
Сырые яйца летят в гомосексуалистов возле зала суда. Организатор московских гей-парадов Николай Алексеев требует у петербургского депутата-единоросса компенсации за то, что последний назвал его "девушкой" и собирается регистрировать партию секс-меньшинств. Питерские геи называют москвича Алексеева не иначе как провокатором. Раскол.
"Конечно, это чушь собачья. Ничего этого не будет создано. Сама идея порочна, потому что наша задача - методам просвещения бороться и пытаться объяснять, что мы - такие же люди, как и все. Такие же честные налогоплательщики", - говорит руководитель правозащитной ассоциации в защиту сексменьшинств "Крылья" Александр Кухарский.
На возможную политическую перспективу художник Митя Шагин, глава Петербургских Митьков, рисует картину. Андеграунду точно не стоит идти в политику.
"У человека три ипостаси: порядочный, честный и партийный. Только две могут быть в одном человеке, три никак. Надо выбирать", - рассуждает художник Дмитрий Шагин.
Знаменитые петербургские градозащитники, которые отстояли город от строительства газпромовского небоскрёба, теперь на новом пикете - против переезда Военно-медицинской академии. Градозащитная вода, которая чиновничий камень точит, в партию преобразовываться отказывается.
"Надо общественное движение, ассоциации, как угодно! Для того, чтобы иметь возможность влиять на все партии. Влиять, как народ", - говорит градозащитник Иван Новиков.
"Сейчас нам проще помогать людям, люди больше нам доверяют, когда знают, что мы вне политики, не преследуем никаких политических целей, а просто занимаемся своим делом", - говорит координатор санкт-петербургского общественного движения "Живой город" Юлия Минутина.
Казалось бы, сам Бог велел культурной столице создавать партию культурных ценностей. Впрочем, заслуженный артист России советской и народный - Российской Федерации в ответ приводит слова Ленина: лучше меньше, да лучше.
"Сегодня цех профессиональных политиков самый многочисленный. Или, во всяком случае, тех, кто считает себя профессиональными политиками. Хороший актёр никогда не бросит театр. Это я к тому, что я сразу улыбнулся: я подумал, значит, я был плохой актёр", - рассуждает директор государственного музея "Исаакиевский собор", заслуженный артист России Николай Буров.
Такой выдалась неделя в Петербурге - городе, в котором бордюр называет "поребриком", подъезд √ "парадной" и голосуют не как все.
|