Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Политика:
Навстречу выборам
Культура:
Все - на "Экипаж"
Сирия:
Фугасы от ИГ

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 09.09.2012





видеорепортаж

фоторепортаж


Атака на Церковь

Важное интервью Патриарха
Дмитрий Киселев





На просьбу "Вестей недели" оценить духовное состояние общества Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл откликнулся сразу
На просьбу "Вестей недели" оценить духовное состояние общества Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл откликнулся сразу



На просьбу "Вестей недели" оценить духовное состояние общества Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл откликнулся сразу. Святейший дал программе очень важное интервью.

"Ваше Святейшество, Православная Церковь столкнулась с настоящей агрессией. На мой взгляд, это проявление более широкого явления - аномия. Аномия - термин, который ввел французский философ, основатель социологии Эмиль Дюркгейм еще в позапрошлом веке. Это ценностный вакуум, отсутствие точек опоры. Вам не кажется, что наше общество стоит на пороге этого явления, либо частично уже погрузилось в такое состояние?" √ спрашивает журналист.

"Если в двух словах сказать о том, что происходило и еще происходит с точки зрения агрессии против Церкви, то явление это, конечно, не случайное. Меня не покидает мысль о том, что это некая разведка боем. Надо проверить, насколько все-таки глубока вера и приверженность людей православию в России. Многие ведь уже давно похоронили всякую способность нашего народа, по крайней мере, большинства народа к самоорганизации, к защите каких-то ценностей, к защите своей позиции. Я не буду цитировать оскорбительные в адрес нашего народа заявления некоторых людей, которые считают себя креативным классом, но это пренебрежительный взгляд сверху вниз. И вот, наверное, наступило время, особенно после того, как все вы видели то, что произошло в связи с принесением в Россию Пояса Богородицы. Мы же помним, какая была реакция, миллионы людей пришли в храм. Так вот, видимо, пришло время проверить. А действительно ли наш народ привержен вере? А способен ли он ее защитить? А способен ли он вообще что-то защищать? И произошли вот эти провокации. И сегодня, я думаю, все те, кто затевал эти провокации, убедились в том, что перед ними не безликая масса тихого, аморфного большинства. А перед ними народ, который способен защищать свои святыни", - отвечает Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

"Но ведь эта агрессия не только против Церкви. Это агрессия против любых ценностей вообще. Церковь - не ценность. Жертвы НКВД - не ценность. Человеческая жизнь - не ценность. История - не ценность. Вообще, антиценностный протест. Вот что, я не знаю, не просто огорчает, возмущает, но приводит кого-то в уныние, а кого-то в ярость", - считает журналист.

"Совершенно верно. Но еще следует добавить, что это агрессия против нашего культурного ядра, против нашего цивилизационного кода. Потому что понятие святыни всегда занимало центральное место в жизни народа. Отсюда же пошло понятие "святая Русь" не потому, что у нас храмов было много, а потому что доминантой жизни была святость и понятие священного. И именно в это сердце, в эту доминанту нанесен удар. И вместе с тем вы правы. Речь идет о вызове ценностному измерению жизни. Вот вы вспомнили Дюркгейма, но ведь он обращал большое внимание на нравственное состояние общества, он говорил, что нравственность - это обязательный минимум. И это суровая необходимость. Это некий хлеб жизни для общества, без чего общество распадается. И он ведь совершенно прав. Нельзя считать, а многие сегодня люди, отрицающие важность нравственного измерения в общественных отношениях, настаивают на том, что главным является право, право удерживает людей в некоем сообществе. А значит, что за правом стоит? Угроза наказания. Мы все вместе, потому что если мы будем нарушать правила общежития - накажут. А нравственность - это внутренний посыл к общежитию. Это духовная скрепа, соединяющая людей. Это действительно ценностное фундаментальное понятие, без которого распадается человеческое сообщество. И вот здесь я бы хотел вот о чем сказать. Люди, которые отрицают вообще Бога, считают, что нравственность - это превходящее явление, культурное явление, меняется культура, меняется контекст, в котором живут люди, меняется нравственность. На самом деле это не так. И вот сегодня, кажется, уж все силы брошены на то, чтобы раскачать нравственные основы жизни народа, а ведь не получается. Посмотрите, что говорит статистика. Причем разные социологические организации утверждают, что абсолютное большинство наших людей не принимают кощунство. Процент людей, которые одобряют кощунство в рамках социологической погрешности. Абсолютное большинство нашего народа выступает за законы, которые бы ограничивали распространение греха. О чем это говорит? О том, что нравственное чувство живо в людях", - рассуждает Патриарх Кирилл.

"Ваше Святейшество, одна из точек агрессии - это обвинения Церкви в сращивании с государством. Как вы отвечаете на подобные выпады?" √ спрашивает журналист.

"Отвечаем одним словом - это миф, миф, созданный специально. Ведь Церковь нужно атаковать с какой-то мировоззренческой позиции и нужно создать эту мировоззренческую позицию. Вот она сегодня создается. Есть миф о сращивании, о клерикализации нашей жизни. Для чего, а для того чтобы показать, что через это сращивание Церковь претендует на управление вашим сознанием, вашей волей. Это некая псевдоидеология, которая приходит на место коммунистической идеологии. А из этого делается вывод: Церковь опасна с точки зрения свободы, она будет порабощать ваше сознание. Мифы все. А теперь перейдем к разбору полетов. Итак, сращивание. Ведь у нас есть "Основы социальной концепции Русской Церкви". Журналисты перед тем, как распространять этот миф, просто взяли бы эту книжечку и посмотрели, что говорится на тему отношений Церкви с государством. Церковь защищает свою автономию, Церковь считает, что только свободная Церковь в государстве имеет возможность духовно влиять на людей. Что всякое сращивание, всякая клерикализация архиопасна для проповеди. Мы же проходили через все это в дореволюционное время. Там было сращивание, но не по вине Церкви, а по вине государства, которое оккупировало Церковь. Итак, нет ни одного документа, ни одного заявления, ни одного слова Патриарха, на основании которого можно было бы сделать вывод о сращивании. А вот откуда все это возникло? А возникло вот откуда. За последние двадцать лет та самая Церковь, которую обвиняли в бездействии, в неспособности осуществлять миссию в современном мире, достигла очень больших результатов в просвещении нашего народа. Наш народ становится православным. Перед нами сегодня, даже чисто визуально, во время пасхальной службы, во время больших праздников в храмах другой народ. Это и люди среднего возраста, мужчины и женщины, с детьми на руках, это молодежь, это дети, это и пожилые люди, это наш народ. Так вот теперь давайте скажем, а как должен себя вести верующий политик, член Православной Церкви, если он вступает в диалог с Церковью. Он что, должен всячески дистанцироваться от своих убеждений, он разговаривает с Церковью как сын Церкви. Он вступает в доброжелательный диалог с Церковью. Почему мы должны от одного факта, что президент или премьер-министр раз или два раза в год молятся вместе с Патриархом, делать вывод о сращивании. А почему мы должны лишать этих людей, которые являются верующими людьми, права помолиться, в том числе и вместе со своим Патриархом? Так вот, одна это картинка возбуждает нездоровые чувства у тех, кто не желает усиления Церкви в нашем обществе. Еще одна картинка, которую наши противники представляют, чтобы доказать сращивание: Патриарх на базе атомных подводных лодок в Вилючинске. И что? А почему не делается вывод о сращивании Церкви с американским государством, когда нам показывают капелланов в Афганистане? А почему не возникает вопрос о сращивании, когда в регулярных войсках почти всех европейских стран на профессиональной основе работают капелланы? Патриарх приехал по приглашению моряков военных, чтобы сказать им слова признательности. Он приехал к своей пастве, потому что большинство моряков - верующие люди. Какое же здесь сращивание? Это, если хотите, пасторский, миссионерский визит. Картинку представляют народу и говорят: посмотрите, какое сращивание. Подмена понятий - не сращивание, а христианизация нашего общества - вот что пугает наших оппонентов. Вот откуда, как говорится, рога растут. Страх перед тем, что Православие, которое было разрушено в Советское время практически, за 20 лет сумело вернуться в жизнь своего народа. Конечно, не так как бы нам еще хотелось, но может быть, и вся эта шумиха поднимается для того, чтобы нас остановить. Хочу сказать - не остановит", - объясняет Патриарх Кирилл.

"В конце лета состоялся ваш визит в Польшу. В какой степени удалось врачевать раны, доставшиеся нам из далекой истории?" √ спрашивает журналист.

"Наверное, нет двух других европейских народов, над которыми так тяготела история и которые так сознательно не посыпали раны, нанесенные истории солью, отравляя отношения, которые сегодня имеют место. Мы знаем, что каждая из сторон ведет тщательный перечень всех прегрешений другой стороны и каждая из сторон утверждает, что на моей стороне плюс, а на другой стороне минус. То есть, другая сторона больше страданий принесла мне, чем я той стороне. И сколько бы историки не изучали историю, я не уверен, что этот подход удастся изменить. А что это означает? Это означает, что мы до бесконечности должны посыпать эти исторические раны солью? Мы постоянно должны их бередить. А, может быть, следует с новым каким-то подходом подойти ко всему тому, что происходило и происходит в наших отношениях. Ведь два народа исторически живут всегда вместе, так Бог повелел, чтобы мы жили вместе. Мы как соседи и как люди, разделяющие христианские ценности, неужели мы не можем построить иной основы наших отношений. И вот возникла такая идея - сказать историкам: "Забирайте все исторические проблемы, а мы хотим начать новую страницу в наших отношениях". Но ведь должен быть некий акт примирения. И тогда в диалоге с Католической Церковью Польши, который длился три года, мы договорились о том, что ключевым словом в этом акте примирения должно быть слово "прости". Мы просим друг у друга прощения. Как христианские общины, как христианский народ, исполняя волю самого Спасителя. Мы хотим в наших двусторонних отношениях продемонстрировать нашу верность Христу, нашу верность евангелистским ценностям, ибо имя это принадлежности к евангельским ценностям мы испрашиваем друг у друга прощения. И что вы думаете, когда я приехал в Польшу, я был поражен тому, как польский народ откликнулся на это совместное послание двух церквей народам России и Польши - с энтузиазмом. Конечно, всегда есть какая-то оппозиция, но это была микроскопическая оппозиция. Само послание было подписано мною и митрополитом Иосифом Михаликом, который является председателем Епископской конференции католических епископов в Польше, в Королевском Дворце, в символическом месте. И я глубоко убежден в том, что сегодня созданы мировоззренческие и психологические предпосылки для того, чтобы окончательно перелистнуть тяжелую страницу, на которой написаны взаимные обвинения, что пришли к нам из прошлого, и начать новую страницу в отношениях двух христианских народов, перед которыми стоят одинаковые вызовы, связанные с разрушением Христианской культуры в Европе, с отказом от христианских ценностей нравственных, о чем в этом послании ясно сказано", - рассказывает Патриарх Кирилл.

"Ваше Святейшество, четвертого ноября исполнится ровно 400 лет со дня изгнания поляков из Москвы. В России это национальный праздник и он будет широко отмечаться. Можете себе представить текст поздравления из Варшавы?" √ интересуется журналист.

"Могу, сейчас могу. Так как могу представить себе и текст из Москвы в Варшаву по поводу восстановления независимости и территориальной целостности Польши. Дело в том, что если сняты психологические проблемы, если люди входят в состояние примирения друг с другом, то все эти акции вполне возможны. Но я хотел бы вот обратить ваше внимание на какое обстоятельство: празднование победы русского оружия не означает торжества над врагом. Мы празднуем нашу победу, а не их поражение, не их военную неудачу. Ведь настоящий воин всегда испытывает уважение к достойному противнику. Вот также и празднование четырехсотлетия нашей победы и окончания смутного времени не означает непочтительного отношения к другой стороне и тем более, еще раз хочу сказать, это никак не связано с торжеством над их неудачами", - считает Патриарх Кирилл.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Путин высказался о "Pussy Riot"
  • Важное интервью Патриарха
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Саммит АТЭС

  • Ушел из жизни Александр Белявский

  • Конфликт в Сирии

  • Атака на Церковь

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2022. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2022.