Для губернатора Московской области, который отработал на новом для себя месте лишь месяцы, для спасателя, который привык ко многому, для политика, видавшего и не такие повороты, всё произошедшее стало если не потрясением, то, как минимум, испытанием. Пост министра обороны, да ещё в кризисной ситуации - вызов для Шойгу. И он принимает его.
Каменская мотострелковая бригада считалась одной из худших в армии России. Неуставные взаимоотношения, чрезвычайные происшествия, гибель и бегство солдат. Командиров бригад снимали с должности одного за другим. Пока в Каменку не приехал полковник Новкин. Теперь его "хозяйство" - лучшее в округе. Все новшества налицо.
"Солдат уже сейчас не метет, солдат не стоит в наряде, солдат занимается только боевой подготовкой", - рассказывает командир мотострелковой бригады Александр Новкин.
Уборкой территории занимается гражданская компания. Четыре трактора, 50 сотрудников. Поначалу отношения с гражданскими уборщиками у комбрига не сложились. Он сразу поднял планку требований, впрочем, ссылаясь на контракт. Раз двойку поставил, два, ну а потом дело пошло.
"В нашей части частые проверки, частые делегации, так что иногда приходится выходить и в выходные дни", - говорит начальник участка по уборке территории Максим Ровский.
Казарма. Штатским людям дорога сюда была заказана ещё год назад. Но теперь, едва бойцы уходят на занятия, здесь появляются женщины со швабрами. Клиринг. Дневальные от уборки освобождены.
Солдаты, офицеры учатся воевать. Техника, правда, здесь, по-прежнему, советская, оружие советские, оборудование советское. Впрочем, здесь, в Каменке, не дожидаясь поставок, результат выжимают из того, что есть.
Офицеры и контрактники, имеющие отличные результаты по вождению, по стрельбе вправе рассчитывать на денежную премию. Бойцы весь год не вылезают из своих танков и боевых машин.
"Они в неделю обязательно стреляют день-ночь, обязательно водят день-ночь и обязательно тактика день-ночь. Три дня у них все время день-ночь занятия", - рассказывает заместитель командира танкового батальона Андрей Петров.
Ещё недавно физподготовке в армии отводили три часа в неделю, теперь в восемь раз больше - 24 часа. В составе бригады - отдельный взвод спортсменов, сержантов-инструкторов. Вот сейчас сержант Алексей Баландин, мастер спорта по гимнастике, проводит занятия с пехотой.
"Приехал в Каменку, я увидел, что солдаты достаточно подготовлены, знают банально комплекс рукопашного боя, первый номер", - рассказывает инструктор по физической подготовке Алексей Баландин.
Впрочем, время для занятий спортом есть, условий нет. А желающих много. Отличные результаты по физо - ещё один повод для денежного поощрения. До 15 тысяч рублей в месяц. Казарма. Листок о финансовых штрафах военнослужащих за нарушения порядка и дисциплины. Но в отдельных случаях деньги могут и отнять.
Тёплый бокс. Гражданские специалисты ведут ремонт автомашин, БТРа и пушки. Современному российскому солдату копаться в технике запрещено. Может, не везде это выполняется, но в Каменке за состоянием оружия, танков и машин следят специалисты из 20 заводов, специально командированных в бригаду.
Кормят солдат опять же гражданские. Сначала командир бригады не утверждал качество питания. Ставил двойки и всё. День, два, неделю, месяц: добивался положенного качества и количества продуктов. Теперь идиллия.
А вот после обеда солдаты здесь не бегают и не стреляют. Спят. Обязательно. По распорядку. Высокие нагрузки требуют дополнительного отдыха.
Естественно, легко рассказывать об армии, используя опыт показательной бригады. Но ведь она, эта бригада, ещё два года назад была худшей частью в вооружённых силах. Можно ждать, пока всё дадут, можно делать самому.
Министерство обороны переживает сложный период. Назначения, разоблачения, передвижения. Но военное ведомство - организация консервативная. И обстановка в боевых частях зависит скорее не от кадровых манёвров в Москве, а от работы руководителей и командиров на местах.
|