Ramblers Top100
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 02.12.2012





видеорепортаж

фоторепортаж


1812: битва версий

Первая информационная
Алексей Денисов





Война 1812 года стала для России первой информационной войной в её истории. Наполеон, называвший прессу "шестой великой державой", прекрасно осознавал значение пропаганды для дискредитации и уничтожения противника
Война 1812 года стала для России первой информационной войной в её истории. Наполеон, называвший прессу "шестой великой державой", прекрасно осознавал значение пропаганды для дискредитации и уничтожения противника

Готовясь к войне с Россией, Наполеон отдал приказ напечатать фальшивые русские ассигнации. Кроме целей экономических этот трюк был рассчитан и на пропагандистский эффект
Готовясь к войне с Россией, Наполеон отдал приказ напечатать фальшивые русские ассигнации. Кроме целей экономических этот трюк был рассчитан и на пропагандистский эффект

Государь император в вознаграждение подвигов крестьянки Витебской губернии Федоры Мироновой, которая шла на все опасности, грозившие ей смертью, всемилостивейшее пожаловать ей соизволил 500 рублей
Государь император в вознаграждение подвигов крестьянки Витебской губернии Федоры Мироновой, которая шла на все опасности, грозившие ей смертью, всемилостивейшее пожаловать ей соизволил 500 рублей

Первые же месяцы войны показали необыкновенную эффективность пропагандистских материалов, печатавшихся в походной типографии русской армии
Первые же месяцы войны показали необыкновенную эффективность пропагандистских материалов, печатавшихся в походной типографии русской армии

Одним из самых ярких явлений информационной войны стали афиши московского генерал-губернатора Фёдора Ростопчина. В них он призывал москвичей к партизанской войне и опровергал панические слухи
Одним из самых ярких явлений информационной войны стали афиши московского генерал-губернатора Фёдора Ростопчина. В них он призывал москвичей к партизанской войне и опровергал панические слухи

Уже к Смоленску небоевые потери наполеоновской армии составили 150 тысяч человек. Кроме больных и отставших среди них было немало солдат, которые дезертировали под воздействием кайсаровской пропаганды
Уже к Смоленску небоевые потери наполеоновской армии составили 150 тысяч человек. Кроме больных и отставших среди них было немало солдат, которые дезертировали под воздействием кайсаровской пропаганды

Самым скандальным стал последний 29-й бюллетень. В нём французский полководец попытался свалить вину за своё поражение на русские морозы
Самым скандальным стал последний 29-й бюллетень. В нём французский полководец попытался свалить вину за своё поражение на русские морозы



Информационным войнам не один век. Ровно 200 лет исполнилось сражению на Березине, где отступающий Наполеон потерял аж три четверти от своей ещё недобитой к тому моменту великой армии. Березина - приток Днепра, сейчас в Белоруссии. Расстреляв там ещё одного интенданта и потеряв веру в человечество, французский император двинулся дальше на запад. По грубым оценкам, потери русской армии на Березине были в четыре раза меньше, чем у французов. Кроме того, Наполеон в панике велел взорвать мост, по которому бежал сам, а обоз в тысячи больных, раненых, практически раздетых и безоружных мужчин и женщин остались в канун декабря на восточном берегу реки без каких-либо надежд на выживание.

Березина, наконец, стала последним пинком, которым завоевателей вышибли из России, но, странным образом, споры о Березине, да и о самой Отечественной войне 1812 года идут до сих пор. В Белоруссии, например, уже официально перестали называть войну с Наполеоном Отечественной. Просто - война 1812 года. Будто крестьянин тех мест не выходил на бусурман с рогатиной, будто с вилами не перехватывали курьеров с донесениями, будто мужики не проводили наши войска лучшими маршрутами. Воевали даже дети и женщины. Вот лишь один документ: "Государь император в вознаграждение подвигов крестьянки Витебской губернии Федоры Мироновой, которая шла на все опасности, грозившие ей смертью, всемилостивейшее пожаловать ей соизволил 500 рублей и серебряную на Анненской ленте медаль с надписью "За полезное", которую дозволяется ей носить".

А что французы? Там тоже нет единства. В разговорном французском Березина - крылатое выражение, символ краха. Но "Википедия" на французском говорит о победе Наполеона на Березине. Битва версий продолжается. Ей 200 лет. Это эхо большой информационной войны, которую Наполеон развязал ещё до вторжения к нам.

Война 1812 года стала для России первой информационной войной в её истории. Наполеон, называвший прессу "шестой великой державой", прекрасно осознавал значение пропаганды для дискредитации и уничтожения противника. Накануне вторжения в Россию во французской прессе была опубликована фальшивка, известная как "Завещание" Петра Великого". В документе, который, якобы, был написан Петром Первым, говорилось о захватнических планах Российской империи по отношению к Европе и остальному миру.

Из "Завещания" Петра Великого: "При всяком случае вмешиваться в дела и распри Европы, особенно Германии. Разделять Польшу, поддерживая в ней смуты и постоянные раздоры. Делать возможно большие захваты у Швеции". Проникнуть до Персидского залива, достигнуть Индии. По овладении ею можно обойтись и без английского золота. Так можно и должно покорить Европу".

По мнению многих историков, Наполеон лично редактировал текст этого "Завещания", чтобы убедить общественное мнение в необходимости совместного похода объединённой Европы против Российской империи.

"Завещание" Петра Первого - ещё один очень показательный пример того, как Наполеон выстраивал свою стратегию и свою пропаганду. В течение всей своей карьеры, как военной, так и политической, он умел доставать из своей шляпы впечатляющие документы подобного рода, понимая, как сильно они воздействуют на умы и подсознание окружающих его людей", - рассказывает главный редактор журнала "Память Наполеона" Давид Шантеран.

Готовясь к войне с Россией, Наполеон отдал приказ напечатать фальшивые русские ассигнации. Кроме целей экономических этот трюк был рассчитан и на пропагандистский эффект. Население должно было увидеть в завоевателях людей щедрых и богатых, с которыми выгодно торговать, а не воевать. Но в России эта задумка не сработала. Вместо товарообмена с оккупантами русские крестьяне встречали французских фуражиров топорами и вилами. Те фальшивые ассигнации, которые всё-таки попали в оборот, по приказу Александра Первого были выкуплены у населения за настоящие рубли. Полным провалом окончились попытки французской разведки создать накануне войны в Петербурге и других городах агентурную сеть для получения секретных сведений о состоянии и планах русской армии.

Из Петербурга французский посол Коленкур доносил, что в России совершенно невозможно найти надёжного информатора. И причиной тому всё та же загадочная русская душа. "Что касается до русских", - говорил Коленкур, - то даже тот, кто возьмёт 500 рублей за несправедливое решение дела в суде, не примет от меня и миллиона за измену Отечеству".

В России прекрасно понимали, с каким могущественным врагом нам придётся сражаться, в том числе и на информационном поле. Буквально накануне войны профессора Дерптского университета Андрей Кайсаров и Фёдор Рамбах предложили русскому командованию учредить в армии походную типографию для ведения пропагандистской работы.

Из проекта походной типографии Кайсарова: "Часто один печатный листок со стороны неприятеля наносит больше вреда, нежели блистательная победа может принести нам пользы. Наполеон употребляет свои пушки, но не пренебрегает также и типографией. Правительство должно сделать книгопечатание своим орудием. Типография послужит ему иногда больше, нежели несколько батарей".

Первые же месяцы войны показали необыкновенную эффективность пропагандистских материалов, печатавшихся в походной типографии русской армии. Уже к Смоленску небоевые потери наполеоновской армии составили 150 тысяч человек. Кроме больных и отставших среди них было немало солдат, которые дезертировали под воздействием кайсаровской пропаганды.

"Обращение к немцам было одно. К испанцам √ другое, взывало к патриотическим чувствам. Говорило о том, это не их интересы. Французская армия: интересы Наполеона не являются их национальными интересами, что они так же угнетены. Там провозглашалась свобода. Там были намёки на то, что Россия может принять у себя в южных губерниях этих людей, если они перейдут на сторону России", - рассказывает писатель, историк, профессор Игорь Волгин.

Одним из самых ярких явлений информационной войны стали афиши московского генерал-губернатора Фёдора Ростопчина. В них он призывал москвичей к партизанской войне и опровергал панические слухи. По некоторым отзывам, "писаны они были "наречием деревенских баб", но производили на население "огненное действие".

Из афиши Растопчина: "Московский мещанин Корнюшка Чихирин услышал, что будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился и заговорил так: "К нам? Милости просим, хоть на святки, хоть на масленицу: да и тут жгутами девки так припопонят, что спина вздуется горой. Ведь солдаты-то твои карлики да щегольки: ни тулупа, ни рукавиц, ни малахая не наденут. Ну где им русское житьё-бытьё вынести? От капусты раздует, от каши перелопаются, от щей задохнутся".

Ответу на афиши Ростопчина Наполеон посвятил почти весь 21-й бюллетень великой армии. Для Европы эти сводки являлись главным источником информации о боевых действиях в России. Самым скандальным стал последний 29-й бюллетень. В нём французский полководец попытался свалить вину за своё поражение на русские морозы. С тех пор в некоторых языках выражение "врёт как бюллетень" стало нарицательным.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Первая информационная
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Петербургское творенье

  • Сирийская мясорубка

  • 1812: битва версий

  • День морской пехоты России

  • Другие сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2020. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2020.