Новое руководство Китая, вполне осознавая разрушительное воздействие коррупции, предлагает чиновникам и их семьям, а также армейским генералам новый образ жизни. По имени Си Цзиньпина он стал называться "стиль Си". Смысл - скромность вплоть до аскетизма. Хочешь служить Китаю - служи. Не хочешь - не мешай. Фактически это реформа нравов - то, что оказывает вообще-то наибольшее воздействие на общественный уклад.
Строгий френч вместо элегантного костюма задаёт тон общения главнокомандующего с генералитетом. Навести порядок в армии Си Цзиньпин взялся, едва заступив на пост. "Десять правил исправления стиля работы собственным примером" - новая инструкция сверху, которую военным нужно заучить не хуже устава. Уже из названия документа следует, что со стилем работы не всё в порядке, и что претензии, прежде всего, к начальству. Из него же ясно, чем занимаются некоторые генералы в служебное время.
Цитата: "Военные не должны устраивать развлекательных мероприятий, банкетов, застолий, посещать элитные рестораны, делать ценные подарки, селиться в дорогих гостиницах, обставлять казённые помещения предметами роскоши. Офицеры не должны стремиться к личной выгоде и получению привилегий. Им необходимо обеспечить нормальное поведение своих жен и детей".
"У высшего руководства страны должна быть политическая воля, осознание опасностей, которые несёт коррупция. Кроме того, необходимо совершенствовать закон. Только сочетание этих двух факторов даёт надежду на успех", - уверен Ду Чжичжоу, заместитель директора Института антикоррупционных разработок.
"Речь порой идёт о поступках, которые формально не нарушают законы, но являются маргинальными с точки зрения партийной и военной дисциплины. Главное же, что волнует общество, - это злоупотребление привилегиями, например, служебным транспортом", - пояснил Чжуан Дэшуй, заместитель директора Центра антикоррупционных исследований Пекинского университета.
Народно-освободительная армия Китая - крупнейшая по численности в мире, более двух миллионов человек. В первые годы реформ Дэн Сяопин даже советовал военным заниматься коммерцией, чтобы пополнить скромный армейский бюджет. Это называлось "пустить воду, чтобы было больше рыбы". В конце девяностых Цзян Цзэминь, видя моральный упадок армии, вернул военных в казармы, но привычка к роскоши у многих осталась. Си Цзиньпину эта изнанка армейской жизни хорошо знакома. Его жена - красавица Пэн Лиюань - носит мундир, и уже как муж генерал-майора новый председатель знает, где кроются соблазны для человека в форме.
Еще одна цитата: "Военные не должны участвовать в коммерческих мероприятиях, банкетах, презентациях, кинопремьерах, раздавать призы, разрезать ленточки, закладывать фундаменты и открывать памятники, отправлять поздравительные письма и телеграммы, делать памятные каллиграфические надписи".
Про каллиграфию - особый разговор. Чиновников - гражданских и военных - часто просят сделать памятную надпись по случаю открытия, к примеру, торгового центра. За работу обычно платят гонорар, и немалый. Скрытая коррупция в такой чисто китайской форме существует ещё со времён Конфуция. Возможно, поэтому, инструкции о моральном облике перекликаются с учением великого философа.
"Философия Конфуция создавалась, чтобы решать проблемы, весьма актуальные и сегодня. Во времена Конфуция в Китае царили хаос и беззаконие. В современном Китае на поверхности вроде бы относительный порядок, но в умах - смятение. Похоже, люди утратили веру в абсолютные ценности", - говори Ло Аньсянь, генеральный секретарь Государственной академии при храме Конфуция.
Колоссальное расслоение в обществе и нарастающее недовольство бюрократией заставляют новое руководство Китая действовать энергично. Кампания за моральную чистоплотность в армии - первый серьёзный шаг Си Цзиньпина. Впрочем, не забыты и гражданские чины.
Одновременно Политбюро выпустило восемь правил поведения для партийных работников - правила, которые почти дословно повторяют армейские инструкции. Похоже, многим в Китае предстоит затянуть пояса. И не важно, гражданский ли это пояс или ремень с военной пряжкой.
|