В минувший вторник Россия на Совбезе ООН поддержала военную операцию Франции в африканском государстве Мали. Сутки спустя, французские десантники вступили в бой с террористами. Этому предшествовала атака с воздуха по уничтожению живой силы и военной техники.
Президент Олланд приказал бомбить, когда на севере Мали уже две трети территории страны были захвачены террористическими исламистскими группировками. Их там три: "Аль-Каида" в странах исламского Магриба, "Ансар ад-Дин" и "Движение за единобожие и джихад в Западной Африке".
Эта компания в Мали - побочный продукт разорения Ливии. Будучи в силе, полковник Каддафи надёжно поддерживал стабильность и в Южной Сахаре, включая Мали. За прошлый год там всё разболталось.
Весной кочевники-туареги - рослые, светлокожие и голубоглазые, воевавшие в свое время на стороне Каддафи, легко выбили правительственные войска с севера Мали. Уже летом туарегов там потеснили те, что при поддержке Запада взял верх в Ливии. В руках террористов - оружие бывшей ливийской армии: строчат из автоматов Калашникова, а перемещаются на пикапах-внедорожниках, куда ставят вооружение и бронезащиту от военной техники Каддафи, подбитой в ходе французских авианалётов на Ливию.
На севере Мали они провозгласили новое, правда, никем непризнанное, государство Азават. Кстати, на этой территории богатые залежи урана. Ну, а пока это центр наркотрафика в Африке и рассадник терроризма, где жизнь наладили по законам шариата. Спорт, включая футбол, запрещён. Женщинам на улице никак без сопровождения и обязательно - в чадре.
За нарушение формы одежды или другие мелкие провинности - наказание палками или плетью. За супружескую неверность побивают камнями. За кражу отрезают руку, ещё за что-то - ногу. Такие операции иногда идут относительно гуманно: предварительно - укол для местного обезболивания, кинжал острый, как и подобает хирургическому инструменту. Оперируемого привязывают к стулу.
Отсечённая конечность падает в ведро. Культю перевязывают, но поставленные таким образом на путь исправления порой умирают от инфекции или потери крови.
В любом случае французских десантников сейчас в Мали - порядка одной тысячи.
Если учесть, что радикальные исламисты захватили территорию по размерам больше Франции, то либо задачи придётся ограничить, либо силы нарастить. В боевых союзниках - пока контингенты нескольких африканских государств, но лишь по несколько сот бойцов.
Страны НАТО - Великобритания, Германия и Бельгия - готовы помогать транспортной авиацией, а США - морально. Впрочем, Франции не привыкать действовать в Африке и в одиночку. Буквально перед западным Рождеством французские десантники высадились в Центрально-Африканской республике для защиты своих граждан там. А полтора года назад французский спецназ дважды вмешивался во внутренний конфликт в Кот-д'Ивуаре, где в результате удалось посадить нужное правительство.
До сих пор в Париже по этому поводу разногласия не выпирали, но на сей раз с критикой выступил экс-президент Франции Валери Жискар д'Эстен. Более того, он сравнил Мали с Афганистаном для Франции. В среду в газете Le Monde он заявил: "Воздушные атаки приведут к бесполезным разрушениям, которые были в Афганистане. И с политической точки зрения результаты, без сомнения, окажутся такими же".
Что касается наземной операции Франции в Мали, то Жискар д'Эстен назвал её неправомерной. По его мнению, действия Парижа в таком случае носят неоколониальный характер. При этом экс-президент напомнил, что бывшая колония Франции - Мали - уже более полувека независимое государство. Лучше было бы, считает Жискар д'Эстен, ограничиться логистической поддержкой вмешательства в Мали лишь африканских государств.
Так или иначе, а война в Мали начинается затяжная, слышать о ней будем годы. Убитые, калеки, беженцы, болезни, гуманитарная помощь - изменится жизнь и в самой Франции. Во всяком случае, уровень террористической угрозы там уже повышен до красного - предпоследнего уровня. Мера оправдана, поскольку стране объявлен джихад. Для понимания: во французской шкале - пять уровней. В официальной формулировке красный уровень означает, что "предпринимаются меры для предотвращения подтвержденных одного и более терактов, возможно существенное нарушение социальной и экономической деятельности".
Что же касается северной Африки, то западная "борьба за демократию" там, включая инициацию и поддержку "арабской весны", использование террористов для свержения пусть не самых идеальных, но всё же светских режимов, привела к тому, что исламские радикалы, всевозможные террористы и джихадисты сейчас превращают полконтинента в своё "гуляй-поле" без каких-либо государственных границ. Вот, например, территории уверенного доминирования "Аль-Каиды". Сколько нужно здесь французских спецназовцев? И во что превратят бои и без того нищету местной жизни?
Раньше в условиях конкуренции двух систем в Африке возводились плотины, строились дороги и ирригационные каналы, формировалось здравоохранение, а дети учились. Сейчас под лозунгами защиты прав человека огромные территории Африки реально вгоняют в Средневековье. Делается это кровью, большими деньгами, страхом, с использованием радикального ислама. По оценкам ООН, уже в самые ближайшее время последствием операции в Мали станет 700 тысяч беженцев. Цифра явно осторожная.
И свежее добавление: стало известно, что французы наращивают свой контингент в Мали до двух с половиной тысяч десантников, а Россия готова помогать Франции в операции "Сервал", предоставив собственные транспортные средства. Глава МИД Франции Лоран Фабиус уже с благодарностью объявил об этом.
|