Нового главу Дагестана Рамазана Абулатипова принял президент Путин. На встрече прозвучали чеканные формулировки типа "Пока Россия продвигалась к демократии, Дагестан сползал к феодализму", "Родиной меня не запугаете", "В Дагестане не межнациональные проблемы, а проблемы между культурой и невежеством". Со своей стороны, Путин отметил, что дагестанский Дербент - "старейший город на территории России" и, тепло вспомнив Расула Гамзатова, пожелал Абдулатипову успеха.
Каковы первые шаги поэта и доктора философии на вершине республиканской пирамиды власти? Почему Дагестан сегодня - ключевой регион Северного Кавказа?
В кабинете у академика Гайирбека Абдурахманова - портрет земляка - знаменитого имама Шамиля. В конце жизни, рассказывает декан экологического факультета ДГУ, проехав по огромной стране, с которой он долго воевал, мятежный имам осознал миссию России в важнейшем Каспийском регионе: защищать и объединять народы Дагестана.
"Эта республика испокон веков была форпостом России. Это надежная республика. Во всех смыслах. Мы не флюгер, который качается по ветру. Не представляю Россию без него. И Дагестан вне России - тоже", - говорит Абдурахманов.
Дагестан сегодня называют самым пассионарным регионом России. Стратегический коридор между Востоком и Западом, где сталкиваются многочисленные интересы и влияния. Южное подбрюшье страны, где на площади 50 тысяч квадратных километров живут 102 народности, 36 из которых - коренные.
Знаменитая на всю республику редакция радио ВГТРК. Вещание ведется на 14 конституционных языках Дагестана - лезгинском, аварском, даргинском и других.
Сложнейшие межнациональные отношения всегда были самой политически деликатной задачей для любого главы республики. Выстроить общение с традиционалистами, салафитами и суфиями, не допуская крена ни одну из сторон, не заигрывая с одними, не игнорируя других. Новому главе Дагестна Рамазану Абудулатипову предстоит титаническая задача - объединить кланы.
"Подход должен быть другой: не адаптироваться, не приспосабливаться к среде, но и не воевать со средой, а изменить эту среду, потому что не только в Дагестане, в целом во многих регионах создана такая среда, которая воспроизводит и коррупцию, и разврат, и бандитизм. И пока мы не изменим это, будет очень тяжело не только центр религиозной, но и кипящей общественной жизни", - уверен Абдулатипов.
Тысячи правоверных приходят в поисках ответов. Помощник имама Зейнула хаджи Атаев на проповедях объясняет членам уммы, чем традиционный ислам отличается от радикальных течений. Заезжие эмиссары с большими деньгами пробуют вербовать безработную молодежь. Атаев делает все, чтобы молодежь отстоять.
"Та экономическая отсталость и те социальные проблемы, которые на сегодняшний день существуют, - следствие коррупции", - отметил заместитель имама Центральной мечети Зейнула Хаджи Атаев.
"Коррупция. Не ликвидировав эти причины, нельзя ликвидировать терроризм и экстремизм. Кроме религиозного экстремизма есть еще политический террор. Такие позорные факты, когда министр "заказывает" министра, когда глава администрации "заказывает" главу администрации", - говорит доктор политических наук, заместитель председателя общественного движения "Конгресс интеллигенции Дагестана" Абдулла Магомедов.
В необъявленной клановой войне у художника Гамзат Газимагомедова убили брата и племянника. В Дагестане похожие трагедии стали болью сотен семей.
"Одно поколение молодежи мы фактически потеряли. Они были в не поля зрения. Ценности потеряли - появились другие ценности", - вздыхает Гамзат.
Адаптация тех, кто вовзвращается к мирной жизни, напрямую связана с проблемами безработицы. В республике она одна из самых высоких в России.
"У нас раньше был республика - мясной край. Мясо везут из-за границы, поэтому наше экологически чистое мясо мы не можем продавать по своей цене", - жалуется фермер Иммамед Хабибула.
Беды сельского хозяйства в аграрном Дагестане больнее всего ударили по экономике республики. Отсутствие работы и дорог, низкий уровень инфраструктуры заставляют трудоспособное население покидать построенные предками дома, уезжая на заработки в города Центральной России. Во многих селах остались лишь одни старики.
В Дагестане, рассказывает Гаджи, десятки народов испокон веков жили одной большой семьей: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины. На многонациональной земле они исповедовали разные традиции, порой разную веру. Но исторически всегда находили и находят общий язык. И тогда, и сегодня этим языком в Дагестане оставался русский.
|