Ramblers Top100
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Культура:
Все - на "Экипаж"
Политика:
Навстречу выборам

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 10.03.2013





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

Александр Покрышкин ставил нацистов в тупик
Илья Канавин





Боевая биография Покрышкина - это только победы. Поражений он не знал
Боевая биография Покрышкина - это только победы. Поражений он не знал

Под каким бы позывным он ни летал, немцы всегда узнавали - Покрышкин в воздухе!
Под каким бы позывным он ни летал, немцы всегда узнавали - Покрышкин в воздухе!

Покрышкин знал, что для победы недостаточно уничтожить врага - надо выжить. Военное начальство об этом мало заботилось
Покрышкин знал, что для победы недостаточно уничтожить врага - надо выжить. Военное начальство об этом мало заботилось

Покрышкин до конца дней оставался действующим, думающим, будоражащим, потому что для полета, говорил Александр Иванович, нужен пилот, а не автопилот.
Покрышкин до конца дней оставался действующим, думающим, будоражащим, потому что для полета, говорил Александр Иванович, нужен пилот, а не автопилот.



Президент РФ Владимир Путин в Новосибирске принял участие в торжествах по случаю 100-летия легендарного советского летчика-истребителя времен Великой Отечественной войны Александра Покрышкина.

"Сегодня мы много говорим, даже спорим о патриотизме, о том, каким смыслом, какими устремлениями и ценностями должно быть наполнено это чувство, но есть люди, сама жизнь которых дает нам ясные ответы на все эти вопросы. Среди них, безусловно, и Александр Иванович Покрышкин, доказавший, как много может сделать человек для своего Отечества, - подчеркнул президент. - Боевая биография Покрышкина - это только победы. Поражений он не знал. Он был настоящим боевым товарищем. Все знали, что Покрышкин никогда никого не бросает в беде и все помнили его слова: "Мне свои ребята дороже сбитого самолета. Вместе мы больше насшибаем".

Под каким бы позывным он ни летал, немцы всегда узнавали - Покрышкин в воздухе! Страшное, переполненное гневом и беспомощностью начало войны. Потери - по несколько авиаполков в день. Большинство самолетов немцы сжигали на земле. Покрышкин пережил это сполна.

23 июня 1941 года - его первый боевой вылет. И ужасная ошибка - он сбивает советский штурмовик - новый СУ. Незнакомый силуэт в небе молодой лейтенант принял за врага. Боль и стыд выжгли у Покрышкина способность ошибаться в воздухе. За всю войну ни один его ведомый не погиб.

"Ас Второй мировой - это тот, кто выжил в этой войне и остался жив", - говорит гвардии-полковник, командир Центра авиатехники имени Ивана Кожебуда Василий Пономарев.

Это главный урок Александра Ивановича Покрышкина всем летчикам на все времена. Да, это он придумал "Клещи" - прием, которым пользуются до сих пор. Он изобрел "Соколиный удар" - совершенный для моторных самолетов способ атаки, который ушел в историю с появлением реактивной авиации. Все, что он придумывал, было нацелено на победу.

Покрышкин знал, что для победы недостаточно уничтожить врага - надо выжить. Военное начальство об этом мало заботилось. Воевать было положено по инструкциям. А в инструкциях был такой учет: один пилот на четыре вылета. По статистике, потом его должны были сбить. Такая арифметика Покрышкина не устраивала.

"Инструкции - это все консерватизм. И все новое, что не записано в инструкции, - это борьба. А борьба с кем? Споры с начальством. Характер у меня сибирский. Дальше фронта все равно не пошлют", - говорил Покрышкин.

Пытались - в середине войны за непокорность разжаловали и готовили трибунал.

"Его отстранили от полетов, исключили из партии за то, что применял новую тактику. А его руководитель - командир дивизии Осипенко - испанский герой, генерал - все время его ревновал, придавливал", - вспоминает генерал-полковник авиации, ученик Александра Покрышкина Николай Москвителев.

От трибунала Покрышкина спас Покрышкин: авторитет, опыт, поразительная эффективность его новаторства. В небе он ставил нацистов в тупик. Для выполнения некоторых его приемов боя, когда он вдруг оказывался на хвосте Messer, нужно было выдержать перегрузки в 8G!

- Человек должен потерять сознание?

- Мы все теряли сознание. Начинает лицо опускаться, темнеет в глазах, на какие-то доли секунды теряешь сознание, - рассказал Николай Москвителев.

В боях Александр Иванович налетал 240 тысяч километров - это шесть раз вокруг Земли. Официально ему засчитано 59 сбитых самолетов. Судя по воспоминаниям сослуживцев, дневникам самого Александра Ивановича, сбил он не меньше сотни. И если нацисты старались сбивать тех, кто вываливался из боя подраненный, а лучше вообще жечь самолеты на аэродроме, то Покрышкин всегда охотился на вражеского ведущего.

"Ведущий - самый опытный, - пояснил Василий Пономарев. - И убить лидера в бою - победить всю группу".

А еще - преодолеть весь шквальный огонь прикрытия, найти крошечную лазеечку, прорваться и уничтожить. Покрышкин все вооружение своего самолета завел на одну гашетку. Он был умнее, изобретательнее, расчетливее врагов.

Под Берлином несколько недель фашисты не могли понять, откуда взлетают самолеты полка Покрышкина. Кругом - болота и весенняя слякоть. Высылали разведку, чтобы найти аэродром. Не нашли. Допустить не могли, что Покрышкин придумает поднимать самолеты с автомобильной трассы. А потом придумает навешивать на истребитель бомбы.

1944 год. Покрышкин получает третью Звезду Героя Советского Союза. Он - единственный трижды Герой, получивший все три Звезды в войну. Кожедуб и даже Жуков этими званиями в третий раз удостоены уже после победного мая 1945-го. А вот генеральские погоны Покрышкин надел много позже - только после смерти Сталина. Он создавал ПВО страны, новую авиацию.

"Может быть, для него было проще быть героем на войне. Там враг - перед тобой, его надо срубить, сбить. А тут ему надо было пробивать стену. Эта стена сопротивлялась нужным вещам. И надо было иметь не меньше гражданского мужества, чем на войне", - считает летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Светлана Савицкая.

Люди с меньшим опытом делали карьеру. Для Покрышкина, видимо, карьера никогда не была мерилом результата. Он работал с молодежью. Сам вызвался возглавить ДОСААФ и там добивался, как всегда, невероятного.

Его подопечные били мировые авиационные рекорды, летели в космос. К Покрышкину за советом приходили генералы и маршалы. Он до конца дней оставался действующим, думающим, будоражащим, потому что для полета, говорил Александр Иванович, нужен пилот, а не автопилот.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Александр Покрышкин ставил нацистов в тупик
  • В Рязанском училище ВДВ - уникальный набор
  • Российская оппозиция: в Вашингтон - за правдой
  • Романовы: история венчания на царство
  • Ватикан готовится к белому дыму
  • Яркая жизнь Андрея Панина
  • Вопрос вступления Украины в Таможенный союз - политический
  • В Новосибирске оценили прошлое и будущее боевой авиации
  • Запрос на справделивость: за что любят Сталина
  • Правительство приняло госпрограмму по развитию энергетики
  • Владимир Путин: коррупция подрывает основы госустройства
  • Не стало певицы Марии Пахоменко
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Умер Уго Чавес

  • Разоблачения в Hermitage Capital

  • Сложный балет

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.