Ramblers Top100
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Политика:
Навстречу выборам
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 10.03.2013





видеорепортаж

фоторепортаж


Сложный балет

Большой театр: интриги закулисья
Дмитрий Мельников





Балетный мир сложнее, чем то, что предназначено со сцены публике.
Балетный мир сложнее, чем то, что предназначено со сцены публике.

К власти Большой был близок всегда - экспортный товар, лицо страны. При этом внутри - интриги, например, за право выезжать на гастроли заграницу
К власти Большой был близок всегда - экспортный товар, лицо страны. При этом внутри - интриги, например, за право выезжать на гастроли заграницу

Анастасия Волочкова: я стала заложницей этой ситуации десять лет назад
Анастасия Волочкова: я стала заложницей этой ситуации десять лет назад

Конечно, есть интерес у определенных людей к тому, чтобы кто-то конкретный  пел здесь или танцевал
Конечно, есть интерес у определенных людей к тому, чтобы кто-то конкретный пел здесь или танцевал

Насколько сегодня традиции закулисных интриг мешают жить Большому театру? Возможно ли переломить ситуацию?
Насколько сегодня традиции закулисных интриг мешают жить Большому театру? Возможно ли переломить ситуацию?



Балетный мир сложнее, чем то, что предназначено со сцены публике. Интриги, слезы, недюжинные страсти, деньги, честолюбие и тщеславие, репутации, самокопание и самоистязание, экстаз, работа, жертвы, слава, отчаяние и триумф, боль, зависть, восхищение, ярость и любовь, кровь, мозоли, сбитое дыхание, кумиры и восторг - вот из чего делается балет - во все времена и везде в мире.

Нашу театральную среду - правда, на примере МХАТа - живописал еще Михаил Афанасьевич Булгаков. Понятно, что закулисная история отечественного балета - от императорских трупп до Большого театра СССР - тоже богата. Сегодняшний протуберанец - продолжение давнего и нескончаемого сюжета.

Русский балет - национальное достояние. Уже более двух столетий балетомания - часть жизни российской элиты. Никого не удивляло, что подругу для наследника, будущего императора Николая Второго родители решили искать в Императорском театре.

Матильда Кшесинская - первая в истории прима-балерина на подмостках и в жизни. Через царевича и великих князей Ксешинсикая устанавливала в театре свои порядки: увольняла из труппы итальянских танцовщиц, получала все первые партии. Но авторитету придворного балетмейстера Мариуса Петипа не могла противостоять даже она.

"Он держался осторожно, но он был хозяином, а не она", - говорит балетный и театральный критик, заслуженный деятель искусств РФ Вадим Гаевский.

Советская власть балет тоже любила. Ценителем Терпсихоры и балерин слыл Киров. Специально смотреть балет в Ленинград приезжал сам Сталин. Все знали: вождь "приехал на Уланову". Позже для его удобства великую балерину заставят переехать в Москву.

К власти Большой был близок всегда - экспортный товар, лицо страны. При этом внутри - интриги, например, за право выезжать на гастроли заграницу.

"У нас было самое страшное проявление. 26 августа называли "Иудов день". Все целовались после лета, после отпуска и обнимались. У артистов так принято. Но говорить то, что думали, обнялись", - вспоминает народный артист РСФСР, в 1975-1991 годах - солист оперной труппы Большого театра Александр Ворошило.

"Были группы за Григоровича, за Плисецкую, за КГБ, за партию. Где-то это было очень жестоко, потому что все, кто владели какими-то рычагами, их использовать на артистах. Но до физической расправы над кем-либо из оппонентов никогда не доходило", - рассказал артист балета, заслуженный деятель искусств РФ Гедиминас Таранда.

"Чего только ни было. Увольнение Лиепы. Утраты формы - абсолютная чепуха. Кислота - это уже уголовное, это криминальная эпоха. А то была бюрократическая. Собрание. Пришли какие-то люди, которые засвидетельствовали, что Лиепа, который был в блестящей форме, уже не может танцевать", - говорит Вадим Гаевский.

Патриархальную атмосферу Большого подорвала рыночная экономика. Теперь и деньги становились причиной молниеносных взлетов.

"Я стала заложницей этой ситуации десять лет назад, - признается балерина, заслуженная артистка России Анастасия Волочкова. - Я прошла через все это. Сегодня ситуация в Большом театре, возможно, такая, при которой любой дядя с деньгами может прийти и сказать: "Эта танцевать будет, а эта - нет".

"Чтобы танцевать "Лебединое озеро", надо делать 32 фуэте. А если у тебя нет формы, нет техники, значит, не имеешь право танцевать", - считает народный артист СССР, в 1995-1997 годах - художественный руководитель балета Большого театра Вячеслав Гордеев.

"Посмотрите, что сегодня в основе жизни! Материальное. И оно убивает многое", - вздыхает народный артист СССР, в 2000-2003 годах - художественный руководитель балета Большого театра Борис Акимов.

Главная околотеатральная тема последних месяцев - война премьера Николая Цискаридзе и дирекции в лице Анатолия Иксанова. Письмо с требованием назначить вместо Иксанова Цискаридзе подписали видные деятели культуры. Правда, большинство вскоре от своих подписей отказалось.

"В театре всегда были споры, разногласия, все это было, - поясняет Александр Ворошило. - Руководитель театра должен создавать благоприятную обстановку, а не воевать с премьером и артистами".

"Не ходить к дирекции, не писать писем, не обращаться к Путину, - уверен Вадим Гаевский. - А то будут жаловать Владимиру Владимировичу, что не дали станцевать Золушку".

Дело Филина стало черным днем в истории Большого театра. За скандалом в столице следит и первая наставница балерины Анжелины Воронцовой.

"Я посвятила балету около 30 лет. Выступала и с Большим театром, и с Мариинским. Работы больше, чем грязи. Люди пашут, потому что жизнь у балетного актера очень короткая. Раз - и закончилась", - говорит народная артистка России, первый педагог-хореограф Анжелины Воронцовой Татьяна Фролова.

Насколько сегодня традиции закулисных интриг мешают жить Большому театру? Возможно ли переломить ситуацию?

"Конечно, есть интерес у определенных людей к тому, чтобы кто-то конкретный пел здесь или танцевал. Коллеги, пожалуйста, не советуйте мне, кто должен петь или танцевать на сцене Большого театра. Для этого есть музыкальный руководитель театра Василий Ксенайский и художественный руководитель Сергей Филин, который скоро вернется в театр", - заявил генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

А пока Большой готовится отметить 100-летний юбилей "Весны священной" - балета Стравинского, чья премьера в Париже на "Дягилевских сезонах" стала настоящим открытием.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Эксклюзив: Дмитриченко метил на место Филина
  • Большой театр: интриги закулисья
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Умер Уго Чавес

  • Разоблачения в Hermitage Capital

  • Сложный балет

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.