Съезд народов Севера проходил прошел в Салехарде. В нем участвовали гости с разных континентов. Предметом дискуссии стало сохранение быта и культурного уклада коренных малочисленных народов - того, что, словно специи, облагораживает нашу многонациональную культуру.
На съезде встретиться и пообщаться имеют возможность те, кто в других обстоятельствах встретиться не может никак. Только в России к малочисленным относится 41 народ, проживающий в 28 краях и областях. Но есть и зарубежные гости. Вилли прибыл из Канады.
"Проблемы - схожие. В основном это алкоголь и нежелание молодежи вести традиционный образ жизни. Такие же проблемы у нас. Надеюсь, что вместе мы что-нибудь придумаем", - говорит Вилли Литлчайлд, глава Экспертного совета ООН по правам коренных народов, вождь канадского племени кри.
Представителей некоторых народов осталось чуть больше десяти, а некоторых и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки.
"Кереки - это один из самых малочисленных коренных народ. К сожалению, этот народ, почти потерян. Ушел язык, культура. Осталось буквально два человека", - рассказывает Анна Отке, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки.
Чтобы добраться до настоящего стойбища, а не аттракциона для туристов, потратить надо практически целый световой день и раздобыть очень специфический транспорт.
Среди малочисленных народов есть и довольно многочисленные - это ханты и ненцы. Демографическая ситуация такая, что народы эти могут скоро совсем исчезнуть, но из списка малочисленных, ведь к следующей переписи, скорее всего, будет преодолен 50-титысячный рубеж.
Олени - богатство и залог существования в условиях Крайнего Севера. Это и пища, и одежда, и транспорт, и средство заработать деньги и на недешевый снегоход, и на бензин, и на генератор для чума.
Гостей приглашают за стол и угощают чем тундра послала. У жилища адрес простой и одновременно не очень. В паспорте хозяина, где дом и улица - прочерк. И только одно слово - "тундра".
Край небывалых энергетических запасов - Ямал - сегодня ищет пути, как газопровод и буровые установки могут сосуществовать в одной тундре с чумами и оленьими стадами, ведь еще десять или пятнадцать лет назад все решалось бутылкой. Стада и люди в традиционной одежде из тундры стали исчезать. Сегодня все стало совсем по-другому.
Государство повернулось к коренным народам лицом. Лицом местных энергодобывающих компаний. И сам Салехард, и проходивший в нем съезд являются своеобразной иллюстрацией того, что серьезная часть денег, добытых здесь буквально из-под земли, здесь же и остается.
В Салехарде готовится к выпуску уникальная группа студентов - будущих педагогов. Но не просто педагогов, а педагогов кочевых. Детей они будут обучать прямо в чумах - без отрыва от родителей и оленьего производства.
"На короткий период приезжаешь, собираешь в одном стойбище учеников и преподаешь им курс, например, математики. Потом они уезжают", - пояснил студент педагогического отделения салехардского многопрофильного колледжа Сергей Неркаги.
"Им даже иногда бывает сложно объяснить, что такое вертикальная прямая. Тундра - плоская. Они привыкли ко всему горизонтальному", - говорит преподаватель колледжа Елена Ершова.
В старом центре Салехарда, в одной из больших изб, сегодня происходит то, чего строивший здание сто лет назад купец Терентьев предположить, наверное, никак не мог. Сруб называется ГТРК. Набит компьютерами. Вещает на весь Ямал. Особое внимание - вещанию на национальных языках.
Природные условия на Ямале трудно не назвать специфическими. Обь, например, освободится ото льда только к началу июня, да и то ненадолго, а до этого времени будет являться природным автомобильным мостом. Среднегодовая температура тут минус от 10 зимой до минус 55. Кажется, что жить в таких условиях невозможно, не то чтобы еще и работать. Поэтому трудиться тут принято в основном либо в газовой, либо в оленеводческой сферах. Знаний и умений и там, и там требуется, конечно же, великое множество.
|