На территории пяти российских регионов прошла крупномасштабная операция МВД по изъятию пищевого фальсификата. Что попадает на наш стол ежедневно?
360 километров в пути и огромная приграничная пробка. Гастрономическая путевка стоит 20 евро - чуть меньше, чем тысяча рублей. Утром вас отвозят в финский Йоэнсуу, вечером возвращают в Петрозаводск.
Ценники в восточной Финляндии - на двух языках. Персонал сносно владеет русским. Автобус из Петрозаводска ежедневно привозит сюда ценителей финских продуктов.
Никогда не знаешь, что написано на этикетке, и стоит ли этому верить на сто процентов или нет. Вот в Финляндии можно быть уверенными абсолютно на все сто и тому, что производители не обманут, и тому, что продавцы тоже напишут правду, по крайней мере, срок годности продуктов там абсолютно четкий.
В Россию каждый может ввести максимум пять килограммов, остальное конфискует таможня, если найдет - один из контрабандистов умудрился спрятать в автобусе 300 килограммов польских сосисок между обшивкой и кузовом. Приграничную визу даже прозвали "сосисочной".
"Когда-то мы не хотели кушать нашу синюю от худобы курицу, которая бегала по дворам и своими ногами добывала себе корм, но эта курица была самая качественная, потому что в ней не было ни антибиотиков, ни гормонов. У нас в ментальности, что там - все хорошо, а у нас - все плохо. Посмотри, какие милые, искренние рязанские девушки стоят и продают очень качественные, только что из-под буренки продукты на московских рынках! Но мы ленимся, не понимаем, не бережем свое здоровье", - заявил помощник председателя правительства РФ, академик РАМН Геннадий Онищенко.
В 2003-м в России были упразднены ГОСТы: из 400 обязательных к исполнению техрегламентов оставили 28, остальное - под ответственность производителя. Продукт без содержания мяса можно законно называть "колбасой". Если колбасу действительно делать из мяса, она будет стоить от полутора тысяч рублей.
Методы организации "Хрюши против" почти всегда вызывают вопросы, но их гастрономические облавы незаметными не бывают. В торговом павильоне с названием "Секонд-хэнд" продают не только поношенную одежду: бутылка йогурта - 10 рублей, три бутылки - за 20. Многие продукты просроченные.
Но мусорки тоже платные. Чтобы не нарушать закон, товар с истекшим сроком годности нужно разложить по контейнерам, заключить контракт с мусороперерабатывающим заводом, и неливкид - за ваши деньги - будет сожжен.
Ежегодно продавцы продуктов по всему миру списывают и уничтожают порядка полутора миллионов тонн просроченного товара. Цивилизованная система утилизации в России практически не существует - накладно и неудобно. Уничтожение тонны испорченной пищевой продукции стоит 900 рублей, алкоголя - 1800 рублей. Цена при этом варьируется и не учитывает хранение просроченных товаров и их доставку до места утилизации.
Так что сетевые магазины свои продукты вывозят на незаконные свалки или - что еще проще - продают по второму кругу. Знаменитый супермаркет "Народный" на окраине Петербурга. Яйца здесь стоят 19 рублей, сахар - 16, картошка - 2 рубля, колбаса - 100. Здесь - толпы народа.
"Любой контроль может прийти один раз в три года, и при этом он должен предупредить заранее. Что сделает торговец? Он уберет просроченные продукты. Нужно обеспечить внезапность проверок. Никто не должен знать, в какой день придет проверка", - считает Онищенко.
Заниматься фальсификацией таким образом можно фактически безнаказанно. 350 тысяч поддельных бутылок (внутри - спирт и вода) конфисковали во время отправки в крупную торговую сеть. Сивуху собирались продавать под видом элитного алкоголя.
Средний чек в российском магазине премиум-класса - от полутора тысяч, в магазине эконом-класса - 250-640 рублей. При этом 70% продуктов - с одного склада, отличается только наценка.
|