Президент России Владимир Путин 21 ноября принял участие в Российском литературном собрании. В ходе дискуссии глава государства предложил пересмотреть школьные программы по русскому языку и литературе, увеличив количество отведенных на изучение этих предметов часов.
Достоевский, Лермонтов, Солженицына, Толстой, Пастернак и Шолохов - в этой компании не хватало только Пушкина: он - в Бельгии, приболел. Говорить с президентом просвещенное собрание намеревалось о кризисе русской словесности.
"Русский язык слишком велик, слава Богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но мы все чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять. Во всяком случае, нужно попытаться это сделать, пересмотрев программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах. Сегодня этим предметам отведено мало времени, несоразмерно их значимости", - заявил президент.
Но, как всегда, с писателями сочинения на заданную тему не вышло.
"Многие меня осуждают: не надо разговаривать с властью, не надо ни о чем спрашивать, все равно все решено. Но потом мне пришли письма. Мне написал письмо Ярослав Белоусов, студент-политолог из МГУ, который бросил неустановленный желтый предмет, типа лимона, в ОМОН. Он больше года находится в заточении", - сказал писатель Сергей Шаргунов.
"Про человека, который кидался в полицию какими-то предметами и в то же время является литератором, можно сказать, что музам служит, а с головой не дружит, потому что кидаться в полицию нельзя ни тяжелыми, ни легкими предметами. Мы все должны научиться жить по закону и понимать, что если кому-то будет позволено нарушать этот закон, срывать погоны с полиции, бить в лицо, еще что-то, мы можем столкнуться с такими же проблемами, с которыми столкнулись в 1917 году. Кто-нибудь этого хочет?" - спросил присутствовавших Владимир Путин.
Неожиданный поворот в дискуссии - водитель троллейбуса Достоевский просит слова как правнук каторжника.
Далее слова берет Наталия Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына. "Я убедилась в том, что за последнее время тюремная система снова стала людоедской, потому что управление каждым лагерем отдали начальникам, а заключенные стали их рабами. Поэтому не могут они обдумать все, как Достоевский обдумал, даже как Солженицын в Гулаге обдумал", - уверена Солженицына.
"То, что Наталия Дмитриевна сказала, - правда. У нас проблем в тюремной системе предостаточно. Дело в материальном состоянии, в материальной деградации. Это вопрос просто выделения средств на содержание, чтобы люди, даже если в таком положении оказались, могли чувствовать себя людьми, с ними должны обращаться как с людьми. Государство сильное, мощное, таким и останется, и оно должно быть снисходительным", - уверен глава государства.
И сила, и мощь государства прежде всего - в образованных людях. Цифры статистики, впрочем, безжалостны: россиянин читает в среднем девять минут в сутки. А школа - по общему мнению - превращается в "конвейер по производству невежества". Возвращение в программу сочинения - новость хорошая, но, как выяснилось, не бесспорная.
"Указ замечательный, - считает Наталия Солженицына, - но если его поручат приводить в жизнь тем же чиновникам, которые угробили литературу в школе, а чиновники понадобятся, потому что это опять перемена каких-то стандартов, это опять перемены каких-то законов, то будет хуже".
Школьных учителей задушила формальная отчетность, и когда Сергей Волков рассказал, что за кипой всевозможных бумажек преподаватель просто не успевает добраться до литературных текстов, аудитория закричала: "Браво!"
"Новый тренд: нельзя сказать на уроке "откройте тетради" - вы не получите аттестацию, вы - учитель прошлого века. Надо сказать: "откройте свое рабочее поле". Учителей переучивают на то, чтобы они запомнили, как надо", - отметил Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы ╧57 города Москвы, член комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.
"Это результат того, что представители так называемого креативного класса пробрались в Министерство образования и там все это рисуют. Результат их работы. Нам хочется, чтобы везде были представители креативного класса. И они, как правило, - люди с творческим началом и делают много хорошего, но иногда перебарщивают", - считает Владимир Путин.
Президент предложил создать "механизм живого общения" школьных учителей и чиновников от образования и объявить 2015-й Годом литературы.
|