Ramblers Top100
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 25.05.2014





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

"Бесы": русский террорист XIX века как наш современник
Алексей Денисов





На телеканале "Россия 1" - долгожданная премьера - фильм Владимира Хотиненко "Бесы"
На телеканале "Россия 1" - долгожданная премьера - фильм Владимира Хотиненко "Бесы"

Работать над "Бесами" Достоевский начал еще в Дрездене в 1870 году.
Работать над "Бесами" Достоевский начал еще в Дрездене в 1870 году.

Один из главных вопросов, на которые пытался ответить писатель, - откуда в русском образованном обществе берутся люди, которые так ненавидят свою страну, что готовы уничтожить ее?
Один из главных вопросов, на которые пытался ответить писатель, - откуда в русском образованном обществе берутся люди, которые так ненавидят свою страну, что готовы уничтожить ее?

Стремление разрушить все и вся, включая традиционный уклад жизни, семейные ценности, веру в Бога Достоевский определил как "бесовщину"
Стремление разрушить все и вся, включая традиционный уклад жизни, семейные ценности, веру в Бога Достоевский определил как "бесовщину"



На телеканале "Россия 1" - долгожданная премьера - фильм Владимира Хотиненко "Бесы". Четырехсерийная лента снята по мотивам одноименного романа Федора Достоевского.

3 декабря 1882 года в Петропавловской крепости скончался известный революционер и убийца Сергей Нечаев. Здание тюрьмы, в которой он провел последние десять лет своей жизни, не сохранилось. Именно личность Нечаева и его судьба подвигли Федора Михайловича Достоевского написать свой знаменитый роман "Бесы".

Сын сельского маляра Сергей Нечаев родился в 1847 году. Человек посредственных способностей, но невероятного честолюбия и амбиций, он тяготился ролью скромного преподавателя "Закона Божия" в приходском училище.

Отсутствие карьерных перспектив и друзей стали для Нечаева источником постоянных мук и раздражения. Не сумев устроить свою жизнь, он решил изменить жизнь всего окружающего мира. Летом 1869 года Нечаев написал "Катехизис революционера", который был опубликован в Швейцарии. Цинизм и холодная жестокость этого документа возмутили даже Герцена.

"Революционер - человек обреченный. Он в глубине своего существа разорвал всякую связь со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями. Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель - беспощадное разрушение. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России", - говорилось в "Катехизисе революционера".

"Катехизис революционера" - это исповедание веры Нечаева, но в последующем можно говорить о том, это исповедание веры людей, готовых продолжать его дело. Народ он рассматривает исключительно как объект: быдло, что-то вроде этого, темная дикая масса, которую нужно гнать в нужном направлении, а все остальное человечество делится на две неравные части - Нечаев со своими народниками и все остальные", - отметил Андрей Левандовский, доцент кафедры истории ХIX-XX веков исторического факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

Для осуществления своих замыслов Нечаев создал в Москве организацию "Народная расправа". В нее он вербовал студентов Петровской земледельческой академии, используя уговоры, шантаж и угрозы. Себя он провозгласил диктатором некоего тайного "комитета", который готовит революцию в России.

"Несомненно, что Нечаев по натуре манипулятор, человек очень властолюбивый. У него масса своих проблем. Он из очень бедной семь мещан в первом поколении. Отец первым получил фамилию Нечаев, что значит "нечаянный" или "ничей". Его отец - незаконнорожденный сын помещика", - рассказал Левандовский.

Осенью 1869 года Москву потрясло страшное преступление. В парке Земледельческой академии выстрелом в голову был убит студент Иван Иванов. В ходе расследования выяснилось, что убийца - Сергей Нечаев. Именно он застрелил Иванова, который на одной из сходок обвинил автора "Катехизиса" в авантюризме, подлости и диктаторстве. Соучастниками преступления были другие члены "Народной расправы". После убийства Нечаев бежал в Швейцарию, где впоследствии и был арестован.

Следствие по "делу Нечаева" и его организации "Народная расправа" началось в конце 1869 года. В течение полутора лет материалы расследования и самого процесса широко публиковались в печати. Сегодня они хранятся в Российском государственном архиве.

Всего по "делу Нечаева" были задержаны 87 человек. Тогда же был обнаружен и опубликован в "Правительственном вестнике" полный текст "Катехизиса революционера". Среди тех, кто прочитал этот документ, был и Федор Михайлович Достоевский. Брат жены писателя был лично знаком с погибшим от рук заговорщиков студентом Ивановым, поэтому убийство молодого талантливого человека глубоко потрясло всю семью.

Поразили писателя и откровения самого Нечаева, который в своем манифесте называл людей, подлежащих истреблению, "скотами" и призывал ради уничтожения государства "соединиться с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России".

Работать над "Бесами" Достоевский начал еще в Дрездене в 1870 году. Заканчивал роман уже в России. Один из главных вопросов, на которые пытался ответить писатель, - откуда в русском образованном обществе берутся люди, которые так ненавидят свою страну, что готовы уничтожить ее?

Стремление разрушить все и вся, включая традиционный уклад жизни, семейные ценности, веру в Бога Достоевский определил как "бесовщину", а людей, неспособных к полезной и созидательной деятельности, но готовых уничтожить человечество ради достижения своих целей, он называл "бесами".

"Это почти исторический этюд, которым я желал объяснить возможность в нашем странном обществе таких чудовищных явлений, как нечаевское преступление. Эти явления - прямое последствие великой оторванности всего просвещения русского от родных и самобытных начал русской жизни. Даже самые талантливые представители нашего псевдоевропейского развития давным-давно уже пришли к убеждению о совершенной преступности для нас, русских, мечтать о своей самобытности", - писал Достоевский.

По словам Натальи Ашинбаевой, директора Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге, в своем романе Достоевский показал тотальность бесовщины как мирового явления. В образе Верховенского он отразил не только беспощадный фанатизм Нечаева, но и многоликость и многообразие бесов, которые насаждают в обществе ненависть, бесстыдство и грех как норму поведения.

"Еще в 1906 году, в период Первой русской революции, Мережковский назвал Достоевского "пророком русской революции". К сожалению, в XXI веке мы видим, что человечество не слушает своих пророков и остается таким же", - отметила Наталья Пшинбаева.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Войцех Ярузельский - "генерал меньшего зла"
  • Фермеры Амурской области восстанавливают затопленное хозяйство
  • Евровыборы: ставка на суперизбирателя
  • "Бесы": русский террорист XIX века как наш современник
  • Смотрите полную версию выпуска
  • Сборная России по хоккею - чемпион мира
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Похищение журналистов LifeNews

  • Выборы по ходу войны

  • Экономический форум в Петербурге

  • Сделка века

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.