Ramblers Top100
Сирия:
Фугасы от ИГ
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Политика:
Навстречу выборам
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 14.12.2014





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

ФАС проследит за бензином и хлебом
Дмитрий Мельников





Ценник виден издалека, и глаз он совсем не радует
Ценник виден издалека, и глаз он совсем не радует

Почему? Этот вопрос кабинету министров задал и президент
Почему? Этот вопрос кабинету министров задал и президент

Снижать стоимость бензина автомобилисты могли бы и сами
Снижать стоимость бензина автомобилисты могли бы и сами

4 декабря ФАС направила в адрес нефтяных компаний предостережение
4 декабря ФАС направила в адрес нефтяных компаний предостережение

Одна из особенностей российского топливного рынка - модель ценообразования
Одна из особенностей российского топливного рынка - модель ценообразования



Федеральная антимонопольная служба уже по прямому требованию президента занялась странным поведением цен на бензин. Они показывают неконтролируемый рост на фоне падения мировых цен на нефть. Как говорится, кому война, а кому мать родна.

Ценник виден издалека, и глаз он совсем не радует. Цена бензина - народный индекс экономики. Для миллионов граждан она важнее курса доллара. Наконец от стоимости бензина зависит стоимость перевозки, а значит, и цены на всю потребительскую продукцию.

Скрытое от глаз потрясение в оптовой сфере российский топливный рынок пережил этим летом. Из-за ремонта перерабатывающих заводов и нехватки предложения возник ажиотаж - цены на бензиновых биржах взлетели вверх. Однако уже к концу года ситуация выравнялась, оптовые цены упали почти вдвое, а вот розница почему-то продолжила рост.

Почему? Этот вопрос кабинету министров задал и президнет. "Некоторые вещи вызывают вопросы. На 10% увеличились цены на нефтепродукты. при снижении мировых цен на нефть на 35%. Но и это еще не все. Основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как понять? Куда ФАС тогда смотрит?", - поинтересовался глава государства.

Снижать стоимость бензина автомобилисты могли бы и сами, перестав покупать дорогое топливо. Рынок, как объясняют эксперты, всегда среагирует снижением цен. Но граждане заправляться меньше не стали, что топливные монополисты восприняли как согласие потребителя с ценой. Поэтому единственным регулятором бензиновых цен и остается Федеральная антимонопольная служба.

Отношения ФАС и топливных гигантов в России имеют богатую историю. В самой службе ее измеряют "волнами", когда после очередного скачка цен контрольный орган начинает облаву на зарвавшихся продавцов и цены падают. Первые волны штрафов для нарушителей исчислялись десятками миллиардов и даже вошли в историю крупнейших антимонопольных штрафов в мире. Мера оказалась эффективной - вместо 150 дел в год сегодня ФАС возбуждает по отрасли не более десяти. Стоит ли считать нынешний рост очередной умышленной манипуляцией?

4 декабря ФАС направила в адрес нефтяных компаний предостережение, в котором требует привести ситуацию на оптовом и розничном рынке в соответствие с конъюнктурой, иначе говоря, вернуть цены в реальность.

"По состоянию на 11 декабря целый ряд компаний начал снижение цен на 10-20 копеек. Также ожидается снижение цен и на следующую неделю", - заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Одной из первых отреагировала "Роснефть". Цены на заправках снижаются на Алтае, в Красноярском крае, Иркутской и Брянской областях. Литр 92-го подешевел на 20, а где-то и на 60 копеек.

"Если вы обратите внимание, на заправках "Роснефти" цена всегда ниже, чем на заправках наших конкурентов. Такую политику мы и будем проводить. Безусловно, мы будем стараться обеспечивать эффективность. Никаких спекуляций компании себя не позволят никогда с целью поднятия цен. Я рассчитываю, что Федеральная антимонопольная служба, которой президент поручил провести расследование, разберется в этом. Мы будет поставлять самые дешевые нефтепродукты нашим потребителям", - подчеркнул Игорь Сечин, президент "Роснефти".

Одна из особенностей российского топливного рынка - модель ценообразования. Она отличается и от стран, нефть покупающих и нефть добывающих.

"В странах, где уровень жизни достаточно высокий, бензин стоит дорого прежде всего по причине стимулирования энергосбережения. С другой стороны, в нефтедобывающих странах, где уровень жизнь традиционно не самый высокий, местное правительство предполагает оказание масштабной помощи небогатому среднему классу за счет того, что позволяет искусственно поддерживать цены на бензин на низком уровне", - отметил доктор экономических наук, публицист Никита Кричевский.

Так почему же тогда, когда в мире цена на нефть падает, не падает цена на бензин в России?

"Мировая цена упала достаточно сильно, но мы же не покупаем эту нефть, мы ее производим, и то, что идет на наши нефтеперерабатывающие заводы, с которых потом появляется моторное топливо, эта нефть у нас добывается. И себестоимость нефти не зависит от мировой цены", - сказал Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза.

Доля сырой нефти в конечной цене литра бензина в России минимальная - всего 7%. Именно поэтому дешевый баррель на цену бензина у нас не влияет никак. Десятую часть составляет переработка, а вот доля государственного сбора у нас доходит до 65%. Здесь и налог на добычу, который компании платят в валютном эквиваленте, и высокие акцизы. Продавцам остается около 18% выручки - ее сейчас и пытаются дополучить розничные продавцы бензина.

"У заправок еще остаются старые запасы бензина. Должно пройти некоторое время, и старые дорогие запасы будут замещены новыми, подешевевшими, и мы, конечно, можем рассчитывать на некоторое снижение цен", - пояснил Михаил Турукалов, директор по развитию бизнеса независимого агентства "Аналитика товарных рынков".

При этом в мировом масштабе бензин россияне покупают дешевле жителей большинства стран. А по сравнению с Европой разница достигает четырех раз, как, например, с нефтедобывающей Норвегией. Хотя в Греции в пику кризису, продавцы цены снизили, чтобы подстегнуть экономику, и машин на дорогах действительно стало больше.

Известно, что с 1 января налоговая нагрузка на нефтяные компании в России вырастет за счет дополнительного акциза и так называемого налогового маневра. В Федеральной антимонопольной службе обещают, что будут следить за происходящем на топливном рынке.

Еще одно направление ФАС - рынок хлебопродуктов. Слухи о грядущем 10-процентном ном подорожании здесь восприняли серьезно.

"Если эти цены растут вот на фоне всяких спекулятивных ожиданий, никак не связаны с тем, что предприниматели реально вкладывают в цену на свой товар, если при этом еще используются разные методы подогревания спроса, Федеральная антимонопольная служба должна вмешаться. И, кстати, такие вмешательства уже происходят", - подчеркнул Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС.

Территориальные управления ФАС начали проверки пяти сотен пекарен и 50 мукомольных предприятий.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Кадыров уволит министров, проворонивших боевиков
  • Лекарство от террора: бульдозер против смертника
  • Александр Рогаткин получил премию "Человек года"
  • Левые взорвали кладбищенскую тишину Меркель
  • Строптивый Виктор Орбан стал головной болью для США
  • Смотрите полную версию выпуска
  • Конкурс "Щелкунчик": семь минут для вундеркинда
  • Американцы пересели на российские комбайны
  • Герои Отечества просят не забывать историю
  • Медведев примет участие во встрече премьеров ШОС в Астане
  • ФАС проследит за бензином и хлебом
  • Коалиция Синдзо Абэ уверенно победила на выборах в Японии
  • Во время визита Порошенко в Сиднее разгромили русское кладбище
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Разворот на Восток

  • Диагноз для Украины

  • Метод пыток

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.