Ramblers Top100
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Сирия:
Фугасы от ИГ
Политика:
Навстречу выборам
Культура:
Все - на "Экипаж"
Украина:
Радикалы, наизготовку!

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 28.12.2014





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

Главный по подлодкам: "Севмаш" 75 лет ставит рекорды
Виталий Лукашов





От причала "Севмаша" отходит 170-метровый красавец - атомный крейсер "Владимир Мономах"
От причала "Севмаша" отходит 170-метровый красавец - атомный крейсер "Владимир Мономах"

А ведь в далеком 1941-м, когда заводу поручили достройку пары дизельных лодок
А ведь в далеком 1941-м, когда заводу поручили достройку пары дизельных лодок

Одна из крупнейших верфей в мире началась с колесного пароходика
Одна из крупнейших верфей в мире началась с колесного пароходика

Завод ╧402 задумывался для строительства гигантских военных надводных кораблей
Завод ╧402 задумывался для строительства гигантских военных надводных кораблей

На "Севмаше" начался ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера "Нахимов"
На "Севмаше" начался ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера "Нахимов"

В следующем году в Северодвинске будет заложено несколько подводных лодок
В следующем году в Северодвинске будет заложено несколько подводных лодок



Крупнейшая в России оборонная верфь - "Севмаш" - отмечает 75-летие со дня основания. 26 декабря на "Севмаше" состоялась торжественная церемония закладки ракетного подводного крейсера стратегического назначения четвертого поколения типа "Борей-А" "Генералиссимус Суворов".

От причала "Севмаша" отходит 170-метровый красавец - атомный крейсер "Владимир Мономах". Третий в серии "Борей". Имя древнегреческого бога, олицетворения бурного северного ветра. Передан ВМФ. Шестнадцать баллистических ядерных ракет на борту.

Рождается самая современная российская подводная лодка "Князь Суворов" - основа морской составляющей ядерной триады России нового века. К части прочного корпуса - в ней даже профессионалу с трудом угадывается будущая субмарина - приваривается закладная доска - блестящая табличка с именем корабля.

А ведь в далеком 1941-м, когда заводу поручили достройку пары дизельных лодок, никто и подумать не мог, что именно подводное кораблестроение станет будущим, предприятие - его лидером. А технические задачи окажутся, на первый взгляд, непостижимыми.

"Ничего сложнее, чем атомная подводная лодка, на мой взгляд, человечество не придумало. А плюс к этому атомная подводная лодка! Вы видели какие разрушения приносит ядерное оружие? А энергетика лодки - это укрощенная ядерная энергия, ядерный реактор. Атомное оружие с баллистическими ракетами, с ядерными боеголовками. Что может быть сложнее этих дел?" - сказал Михаил Будниченко, генеральный директор "Севмаша".

Одна из крупнейших верфей в мире началась с колесного пароходика. На нем в 1936 году к устью Северной Двины прибыли первостроители поселка Судострой. Болото засыпали песком со дна реки, ее углубляли для прохода будущих кораблей. Ветку железной дороги от Архангельска проложили всего за месяц, но даже такие темпы не устроили плановую советскую экономику, ставившую нереальные сроки. Начальника стройки признали врагом народа. Товарищ Ежов - глава НКВД - приказывает организовать лагерь системы ГУЛАГ, который существовал до смерти вождя народов.

Завод ╧402 задумывался для строительства гигантских военных надводных кораблей, ни один из которых так и не был построен. От линкора "Советская Белоруссия" размерами с современный авианосец остались только чертежи. Его заложили в 1939-м - эта дата и считается днем рождения завода. Потом - война, в конце которой корабль разобрали на стапеле. Чуть позже перед заводом ставится сверхсекретная задача. Реализация начинается со строительства особого цеха.

Экспериментальный стапельный цех. Мало кто в 1954 году понимал, какие эксперименты будут здесь ставится. После постройки сооружение обнесли колючей проволокой, четыре пояса охраны. Позже здесь строили такие корабли и ставили такие рекорды, о которых сотрудникам запрещалось рассказывать даже в собственных семьях.

В сентября 1952-го в Кремле подписывают постановление о проектировании и строительстве объекта ╧627. Двумя годами позже в нынешнем Северодвинске, тогда Молотовске, закладывают первую советскую атомную подводную лодку. Невиданные характеристики - почти два месяца автономного плавания в подводном положении, то есть идеальная на то время скрытность. Тяжелая, иногда трагичная эксплуатация. Но ведь это был опытный корабль, давший начало всему атомному флоту Советского Союза.

Звезду Героя Соцтруда Александру Лагунову, бывшему слесарю-монтажнику "Севмаша", вручили за рекорд, не побитый до сих пор. Эта подводная лодка передвигалась под водой со скоростью 83 километра в час. Свое второе имя - "Золотая рыбка" - подлодка получила потому, что построена была из очень дорогостоящего титанового сплава - легкого и очень прочного. Этот проект дал старт для другого рекорда, тоже, кстати, непревзойденного, титановой подлодки "Комсомолец", которая в августе 1985-го погрузилась на глубину один километр 27 метров.

Еще один рекорд - "Акула" или "Тайфун" по натовской классификации, на палубе которой свободно может развернуться КаМАз - самая большая подводная лодка в мире.

На "Севмаше" начался ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера "Нахимов" - по размерам почти такой же, как непостроенный линкор "Советская Белоруссия". Модернизации он дожидался почти 15 лет. Должен стать самым мощным по вооружению кораблем Военно-морского флота.

"Нельзя стоять на месте. Кто останавливается, тот отстает. Надо идти вперед и ставить новые рекорды", - считает Михаил Будниченко.

В следующем году в Северодвинске будет заложено несколько подводных лодок. Сколько и каких именно, из соображений секретности не сообщают. Сейчас на стапелях предприятия находится шесть субмарин. Впервые за долгое время объем гособоронзаказа таков, что, кроме него, "Севмаш" ни за что другое браться не будет.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Смотрите полную версию выпуска
  • Новогодняя традиция: президент вручил госнаграды
  • Квартирная революция Шойгу: три дома вместо одного
  • Боевая пехота Путина готова к любому приказу
  • В нефтяной войне нет союзников
  • Старый Свет включен в план на исламизацию
  • Звезды под санкциями: шоу без бизнеса
  • Катастрофы недели: утонувший лайнер и сгоревший паром
  • Россияне предпочитают Сочи Куршевелю
  • Легендарному диктору Виктору Балашову исполнилось 90 лет
  • Свидетель гибели малайзийского Boeing боится за свою жизнь
  • Главный по подлодкам: "Севмаш" 75 лет ставит рекорды
  • Потомки русских эмигрантов защитят Россию от клеветы
  • 2014-й. Люди, которых мы потеряли
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Саммит ОДКБ: экономика и безопасность

  • Блокада Крыма

  • Украина. Точка невозврата

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.