Автор: Дмитрий Киселёв
Есть устойчивое ощущение, что Порошенко радикально занижает количество убитых с украинской стороны. Немецкая разведка объявила свою цифру: свыше 50 тысяч погибших в ходе карательной операции на Украине. Такие данные публикует Frankfurter Allgemeine Zeitung. Официальное число от Киева - более 5 тысяч погибших - ровно в десять раз меньше. "Не вызывает доверия", - считает авторитетная немецкая газета.
Символом военного поражения Киева стал Дебальцевсий котел, где в окружении, по разным оценкам, - от шести до восьми тысяч карателей.
Автор: Евгений Попов
Колонну автобусов из ДНР украинский патруль на БМП встречает в километре от полуразрушенного Углегорска, который только на прошедшей неделе перешел в руки ополченцев.
Впервые ДНР договорилась с украинским штабом об эвакуации жителей Дебальцево в Донецк. Письменное соглашение подразумевало прекращение огня на это время, но тихо не стало.
На видавшей виды "шестерке" - заместитель начальника штаба АТО Валентин Федичев. Украинский полковник - местный, вырос в ста километрах отсюда, в станице Луганской.
Полковник сопровождает колонну ДНР по городу. Уверяет, что никакого Дебальцевского котла не существует. Но уровень насилия достиг предела, и сторонам конфликта нужно вернуться к Минским соглашениям.
"Человек всегда живет надеждой. Больше всего не хотят войны военные, потому что они лучше знают, что это такое. Любые протестные настроения нужно решать законным, конституционным путем", ≈ подчеркивает Федичев.
Чем ближе центр города, тем громче залпы украинских пушек и минометов. И минуты не проходит без выстрела.
"Отсутствие огня, режим тишины на время эвакуации. А что мы наблюдаем?" √ задает вопрос под артиллерийские залпы офицер по взаимодействию российского представительства совместного координационного центра по прекращению огня и стабилизации ситуации на юго-востоке Украины Юрий Трофимов.
Звучат залпы где-то совсем рядом. Вообщем никакой тишины, конечно, нет, как видно, договориться о полном прекращении огня даже для того, чтобы вывести беженцев, стороны не могут.
Стрельбу украинских артиллеристов фиксируют и наблюдатели от ОБСЕ, и представители миссии по контролю за соблюдением Минских соглашений, куда входят и российские военные. Миномет ведет огонь из самого центра Дебальцево. Военные как будто специально вызывают на себя ответный огонь ополчения, чтобы сорвать эвакуацию. Но ополченцы не отвечают на провокацию и соблюдают режим тишины.
"К сожалению, то, что буквально за нами, максимум в 500 метрах, ведет огонь батарея вооруженных сил, ≈ это не является предметом выполнения договора", ≈ констатирует руководитель группы российских представителей на юго-востоке Украины генерал-майор Александр Вязников.
Тот факт, что стреляют военные украинской армии, не отрицает и киевский представитель Генштаба генерал-майор Александр Розмазнин. "Когда будем следующие мероприятия по эвакуации проводить, будем добиваться полной тишины с обеих сторон", - сказал он.
Дебальцево все еще контролируют армия и батальоны нацгвардии. Рядовые солдаты, в отличие от их командиров, признают, что уйти отсюда они могут только по одной дороге, но и она давно пристроена ополченцами.
Несмотря на осаду и тяжелые бои на подступах к городу, мирных жителей здесь все еще много. В основном это старики и те, кому просто некуда ехать.
Колонна автобусов на площади - больше двух часов. Но людей приходит немного - местные власти просто не сообщили жителям о возможности эвакуироваться в Донецк.
Бои вокруг Дебальцево возобновятся, едва колонна пересечет нейтральную полосу и достигнет блокпостов ДНР. Ополчение стремится захлопнуть крышку котла. Оставшиеся в городе украинские подразделения пытаются сохранить территорию за собой. Но новая фаза гражданской войны не остановила процесс, о котором стороны договаривались еще в Минске.
На окраине Донецка впервые в этом году меняют пленных: восемь на девять. Переговорщик из Киева узнает у солдат, воевавших в аэропорту, как с ними обращались.
С украинской стороны под покровом ночи приезжают автобус и скорая. Обессиленные ополченцы с трудом выходят, большинству нужна медицинская помощь. Закуривают даже те, кто до этого никогда не курил. Бойцы, кажется, еще не верят, что вернулись к своим после того, что пришлось пережить в плену.
"Нас били каждый день и днем, и ночью по голове, по лицу, по ребрам. Парня одного убили, забили до смерти", - вспоминает один из освобожденных.
Переговорщик от ДНР - 25-летняя Дарья Морозова - вытащила из украинского плена уже больше 500 человек. "Их всегда возвращают избитыми, а мы лечим", - говорит она.
Звонок родным - и дорога в госпиталь. После лечения и короткого отпуска все обещали вернуться на фронт.
|