Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Сирия:
Фугасы от ИГ
Политика:
Навстречу выборам
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 05.04.2015





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

Полемика вокруг "Тангейзера": от цензуры до вседозволенности











Автор: Дмитрий Киселев

Наша творческая интеллигенция всю неделю переживала увольнение директора Новосибирского академического оперного театра Бориса Мездрича за скандальную постановку оперы Вагнера "Тангейзер", где Христос волею молодого режиссера развлекается в борделе.

История вызвала протест горожан по случаю оскорбления общественной морали. Театральная среда раскололась. Одни оскорбились ущемлением свободы творчества, другие сочли историю не имеющей к свободе никакого отношения.

Министерство культуры по итогам опубликовало примирительное разъяснение: "Борис Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя. В своей деятельности Министерство культуры исходит из безусловного уважения права на свободу художественного творчества и из безусловного признания права граждан на уважение значимых для них ценностных оснований".

В результате заведомая провокация на оперной сцене Новосибирска удалась. Но и окончилась закономерно.

Автор: Зинаида Курбатова

Нашумевшие постановки последних лет. "Граф Нулин" в Псковском театре. "Борис Годунов" в Ленкоме - действие перенесено в современность, этот прием используют сплошь все молодые реформаторы театра. Новосибирская постановка "Евгения Онегина".

У кого-то эти театральные постановки вызывают идиосинкразию, у кого-то одобрение. Тема не новая. Плакат нашумевшей новосибирской оперы "Тангейзер": святое распятие в причинном женском месте . Эта постановка оперы Вагнера раскрутила и запустила новый виток острых споров.

"Знаете, есть такой фильм, очень талантливый, во многом неприятный, может, для духовенства, но действительно талантливый фильм ≈ "Праздник Святого Йоргена", где рассказывается о похождениях жуликов в рясах и весьма и весьма критически. Антиклерикальный фильм, необычайно талантливый. Там играют два гениальных актера ≈ Анатолий Кторов и Игорь Ильинский. И ни разу Церковь не говорила о том, что это кошмарный фильм, снимите его, или во всяком случае призывала к этому или хотя бы высказывала по этому поводу какие-то мнения. Делайте про нас, что хотите, про священников. А то, зачем сделан этот спектакль, вот это и есть главная проблема. Одна из целей спектакля ≈ явная провокация", - говорит архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству.

Что такое свободное творчество, а что издевательство над автором пьесы и над публикой? Что может себе позволить режиссер в частном театре или антрепризе, а что в государственном академическом театре?

"Мы малокультурны, мы не понимаем, что такое свобода! Мы еще не понимаем что абсолютной свободы никогда и нигде не было и не будет", - говорит Александр Калягин, народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель театра "Et cetera".

"Есть многие вещи, которые я никогда не допущу на этой сцене, потому что есть биография этого театра, есть его бренд, его лицо. И то, что можно делать на экспериментальной сцене, в полуподвале, здесь не пройдет", - подчеркивает Валерий Фокин, народный артист России, художественный руководитель Александринского театра.

Если у самого молодого режиссера нет самоограничения, то кто должен за этим следить? Независимые эксперты? Худсовет в самом театре? Все знаменитые творцы, которых мы интервьюировали, работали в советские времена, на своей шкуре испытали, что такое цензура, и все против цензуры, против запретов, но предложить как будто нечего.

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева тоже подключился. Эксперты считают обязательным писать на афишах разъяснения, например: "По мотивам пьесы Грибоедова".

Ведь некоторые режиссеры не утруждаются вникнуть в классические строки, а цепляются за формальные ассоциации. Так произошло в спектакле "Борис Годунов", поставленном Константином Богомоловым в Ленкоме. Типичный постмодернизм, форма без содержания, по мнению экспертов института.

"Что у Богомолова? Он не знает про царя Ирода, ему закрыты эти намеки. Он слышит √ за царя Ирода не велит молиться Богородица. Что Богомолов знает про Богородицу? Правильно, панк-молебен, поэтому он на юродивого натягивает балаклаву", - говорит Арсений Миронов, директор Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

"Классика становится поводом для самовыражения современного мастера! Это сейчас принято в постмодернистском искусстве, потому что та энергия, которая заложена в великое произведение, с годами не исчерпывается. Это как пульс, который все время бьется. И велик соблазн у современного малоталантливого автора, как пиявке присосаться к этой энергии", - считает Юрий Кублановский, поэт, искусствовед, член Патриаршего Совета по культуре.

Оперу "Тангейзер" в Новосибирском театре сняли, прошла она четыре раза. На постановку государство потратило 35 миллионов рублей.

В Театре наций пригласили на роль свахи в гоголевской "Женитьбе" непрофессиональную актрису Ксению Собчак. Тоже ход - публика валит валом посмотреть на такую заметную фигуру. Гонорар Ксении превысил гонорары профессиональных актеров. За пять спектаклей онаполучила 362 тысячи рублей.

Многим театрам грех жаловаться на финансирование из казны. На ремонт "Гоголь-центра" выделено только что 150 миллионов рублей. Искажение традиционных ценностей на этих подмостках≈ это что, только эстетический вопрос?

"Раздавить то, что создавалось веками и такими усилиями советской и русской интеллигенции. Раздавить таким хамским отношением. Вы знаете, у меня видится желание уничтожить все, что связано с Россией, уничтожить ту особенность, которая составляла русское искусство, которая все, что связано с русским феноменом, стоит поперек горла у мирового сообщества. Мировое сообщество устало от превосходства русской духовности", - считает Ольга Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра им. А. А. Зиновьева в МГУ.

На Западе полная свобода творчества, и уже давно. Два года назад Немецкий оперный дом на Рейне отменил показ того же "Тангейзера". Опера прошла один раз. Там действие перенесли в XX век, время Третьего рейха. На сцену вышли нацисты. Зрители резко протестовали.

"Были те, кто говорил о свободе искусства, но большинство зрителей, которые присутствовали на той инсценировке, были в ужасе. Когда оперу запретили, режиссер Бурхард Козмински произнес слово "цензура".В Германии нет цензуры, но есть общее понимание, что можно, а что нельзя. Нынешняя полемика по следам новосибирского "Тангейзера", в сущности, об этом", - говорит Михаэль Хейзе, лидер еврейской общины.

Чем мощнее классик, тем больше возможностей он предоставляет режиссеру. Рихард Вагнер √ первый из тех, чьи произведения хочется ставить и ставить, трактовать и трактовать. Поклонникам гения сейчас никак не возложить цветы на его скромное надгробие .Юбилей композитора позади, но могила выглядит не самым презентабельным образом √ все еще находится на реставрации.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Космическая стройка: Восточному осталось навести лоск
  • Государство поддержит бизнес деньгами и льготами
  • Донбасс пытается восстановить свою разбитую экономику
  • 200-летие "железного канцлера" прошло в Германии незамеченным
  • Новый порядок - международное хамство
  • Стравливать и управлять: внешняя политика по-американски
  • Катастрофа "Боинга": Голландия ищет мифический след российской ракеты
  • Полемика вокруг "Тангейзера": от цензуры до вседозволенности
  • Победный апрель вновь прошел по Братиславе
  • Нарышкин в Армении предостерег от кощунственных трактовок истории
  • История, промышленность, хоккей: омский размах
  • Губернатор и начальник ФСИН переехали из люкса в СИЗО
  • Смотрите полную версию выпуска
  • Православные отметили Вербное воскресенье
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Трагедия "Дальнего Востока"

  • Мирный атом

  • Бегство из Йемена

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2020. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2020.