Чукотка - самый восточный регион России. Необъятные просторы вечной мерзлоты. Продолжительность зимы - 10 месяцев. Даже летом температура не поднимается выше плюс 10 градусов.
Все особенности чукотской транспортной инфраструктуры обрушиваются на прилетевшего сюда сразу по прибытии в аэропорт Анадыря. Для того чтобы попасть в Анадырь, надо преодолеть Анадырский лиман. Получается своеобразный морской круиз на барже. Зимой проще - это расстояние можно преодолеть по зимнику, а пока лед еще не встал, это делают на вертолете. В принципе, все удобно, но билет стоит дорог, около 5 тысяч рублей. Вот такой своеобразный "Аэроэкспресс" по-чукотски.
Залив покрывается льдом. Уходит последняя в этом году баржа, и на места в обратный рейс спрос ажиотажный. Начинается вертолетная эпопея. Территория размером с две Франции и населением всего в 50 тысяч человек обладает, наверное, самой дорогой сетью местных перевозок. Без воздушного сообщения тут никогда и никуда не доберешься, хотя в воздухе уже достаточно многолюдно, и это еще один, пока не разыгранный, козырь региона.
"Аэропорт Анадырь находится в очень хорошем географическом положении. Здесь проходят все маршруты между Азией, Америкой и Европой", - рассказал Олег Дикий, генеральный директор аэропорта.
Недавно на местные линии вышли небольшие канадские самолеты - стоимость перевозок резко упала. Почти в домашней обстановке - дверь в кабину даже не предусмотрена - и как будто бы на маршрутном такси отправляемся в Эгвекинот - поселок на берегу залива Креста. Фирменные чукотские разноцветные пятиэтажки, недавно построенный храм и отремонтированная поликлиника. Раньше за всеми обследованиями приходилось отправляться в Анадырь.
Чукотка - это, наверное, рекордсмен по вложенным сюда деньгам в советское время и заброшенным объектам, в которые эти деньги вкладывались. Безмолвные громады ржавых антенн и целые военные городки покинуты, в командных пунктах, несмотря на то что предостережение осталось, подслушивать уже нечего, хотя делает это противник или нет, можно только гадать.
С начальником Чукотки, губернатором края Романом Копиным беседуем о концепции региона. Есть ли представление о том, как здесь жить и куда развиваться, чтобы новые реалии не оставляли после себя такое количество столь дорогостоящего и брошенного труда?
"Трансферты с федерального бюджета в целом сократились. Если раньше Чукотка обеспечивалась на 75% за счет дотаций из федерального бюджета, то за 2014 год - на 50%. Это тоже очень много, но если мы будем дальше продолжать поступательное движение в развитии, то с реализацией новых инвестпроектов этот размер значительно снизится, тогда регион может стать профицитным", - отметил Копин.
Инвестпроекты - это прежде всего золото. Если 7 лет назад регион добывал его в год 4 тонны, то сейчас - 32, и сюда пришли крупнейшие международные игроки. Но все упирается в инфраструктуру, точнее - в ее отсутствие. В первую очередь это свет и дороги.
Билибино - единственная в мире атомная электростанция, построенная на вечной мерзлоте. Настоящий научный эксперимент советских ученых заканчивается - на полную мощность станция никогда не выходила и принято решение о ее закрытии. Но уже через два года у причала в поселке Певек встанет плавучая АЭС - тоже уникальная, ничего подобного в мире не было и нет.
Кому электричество точно не нужно, так это оленям. В этой отрасли здесь наблюдается самый бурный рост. Оленеводческая бригада номер два. Через несколько дней начнется забой - стадо надо пересчитать и отделить тех, кто отправится на заготовительный пункт. Кому-то из стада не повезло уже сегодня - по одним им ведомым критериям оленеводы выбирают обед себе и тем, кто к ним приехал. Продукция из оленины - настоящий деликатес, но, как в поговорке говорится, полушку стоит, да дорог перевоз.
Возврат к национальным истокам - устойчивая тенденция. В главном окружном колледже возродили специальность, которой тут уже давно не обучали, - преподаватель начальной школы, который детишек будет учить по-чукотски.
20 лет назад говорить на родном языке считалось несовременным, модным был русский. Веками складывавшаяся особый уклад жизни в тундре в советский период кардинально изменился. Главное - это обязательный отъезд детей в интернаты. После такого опыта в новых условиях смогли себя найти не все. Как будут учить детей - вопрос сложный, и пока он открыт, но детскому сиротству на Чукотке объявлена беспощадная война. Созданию одной из семей, например, помогла региональная программа, позволившая в прошлом году закрыть за ненадобностью последний в округе детский дом.
К суровым условиям жизни тут привыкли. Наверное, самое суровое из ежегодных испытаний - это зима. Это не только самый далекий, но и самый изолированный регион - теперь до середины лета здесь будут жить тем, что сейчас завезли, ведь навигация закончилась.
|