Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Культура:
Все - на "Экипаж"
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 27.11.2005





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

Раритеты без гарантии
Борис Соболев





Датчанин Ян Салакур и русский Александр Киселев писали в сходной манере
Датчанин Ян Салакур и русский Александр Киселев писали в сходной манере

Ирина Коновалова: после переделки картина превращается в произведение русского автора
Ирина Коновалова: после переделки картина превращается в произведение русского автора

Хозяевам салона грозит до десяти  лет тюрьмы
Хозяевам салона грозит до десяти лет тюрьмы

Потерпевший - некий миллионер Валерий Южин
Потерпевший - некий миллионер Валерий Южин

Евгений Мартынов:  на мысли о подделке Южина навели приходившие к нему гости
Евгений Мартынов: на мысли о подделке Южина навели приходившие к нему гости

Экспертные заключения о подлинности картин выдавало известнейшее учреждение
Экспертные заключения о подлинности картин выдавало известнейшее учреждение

Алексей Владимиров: мы отвечаем только за свое мнение
Алексей Владимиров: мы отвечаем только за свое мнение

В России до сих пор нет закона об экспертной деятельности
В России до сих пор нет закона об экспертной деятельности

Савва Ямщиков: покойный академик Грабарь тоже ошибался
Савва Ямщиков: покойный академик Грабарь тоже ошибался

Анна Колупаева: если это ошибка государственного учреждения, то это пятно на его репутации
Анна Колупаева: если это ошибка государственного учреждения, то это пятно на его репутации

Дмитрий Басов уверен, что такого рода подделок по стране гуляет много
Дмитрий Басов уверен, что такого рода подделок по стране гуляет много

На рынке число подделок и вовсе не поддается никакому счету
На рынке число подделок и вовсе не поддается никакому счету



События, одинаково тревожные и для коллекционеров-миллионеров, и для тех, кто хочет подзаработать, отнеся антиквару какую-нибудь старинную семейную реликвию. На рынке антиквариата - кошмарный сон. Доверие стремится к нулю. Один за другим проверенные шедевры оказываются грошовыми подделками.

Были такие в XIX веке пейзажисты - датчанин Ян Салакур и русский Александр Киселев. Писали в сходной манере и одинаково посредственно. Салакур и теперь с трудом продается в Европе по 3 тысячи долларов за штуку, а вот Киселев благодаря случившемуся у нас антикварному буму и моде на русскую старину легко уходит в Москве за 100-150 тысяч долларов. Этим жулики и воспользовались, благо ввоз культурных ценностей в Россию теперь беспошлинный.

"Для примера - в каталоге одного из датских антикварных аукционов мы видим изображение картины датского художника Яна Салакура. После переделки эта картина превращается в произведение русского автора, художника Киселева, - рассказывает следователь следственного комитета при МВД Ирина Коновалова. - Наносится его подпись, во-первых. Сносятся характерные для Западной Европы постройки. Их уже нет на новой картине. Дорога, если раньше была широкая, то на картине Киселева она более заросшая, что характерно для российского пейзажа конца XIX века. Таким образом, картина западного художника превратилась в картину русского художника, стала предметом преступления".

Опечатанный милицией антикварный салон в московском Гостином дворе. Здесь и продавался псевдо-Киселев. Хозяева салона - супруги Татьяна и Игорь Преображенские. Оба - бывшие научные работники. Обоим теперь грозит до десяти лет тюрьмы за мошенничество. Арестованы в собственной квартире, при этом, как сообщается, мадам антикварша даже пыталась стрелять в оперативников из пневматического пистолета.

Потерпевший - некий миллионер Валерий Южин. Говорит, что антикварная мафия ему угрожает. На людях не показывается, о своих злоключениях сообщает через адвоката. "Сомнения у него начали возникать после того, как, приходя к нему в гости, - да, он общается в том числе с людьми и из этого мира, - они начали сначала над ним подшучивать, говоря, мол, Валерий Алексеевич, у тебя Киселева больше, чем, извини, в государственных музеях, в той же Третьяковке", - рассказывает адвокат неудачливого коллекционера Евгений Мартынов.

Действительно, знаменитый галерист Третьяков купил некогда у невеликого художника одну-единственную картину, и ту из жалости. "Новый русский" Южин взял якобы киселевских полотен с десяток, затарился оптом для украшения особняка.

Цены на живопись нынче определяются в погонных сантиметрах. Скажем, один сантиметр художников-передвижников стоит примерно 3 тысячи долларов. Например, картина, очень похожая на передвижника Федора Васильева - 45 сантиметров. Значит, она бы стоила где-то 130 тысяч долларов, если бы была атрибуция, бумажка. Бумажки нет, и картина стоит всего 120 долларов.

Новорусские собиратели и платят-то, по сути, не за живопись, а за эти самые атрибуции - экспертные заключения о том, что картина подлинная. У череды фальшивок, о которых идет речь, такие заключения были. Выдал их авторитетнейший, оснащенный всевозможным ультра-, инфра- и прочим оборудованием Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря.

"Ну, мы как организация должны хоть что-то гарантировать. Но у нас ни в уставе, ни в капитале, ни в наших финансовых делах это не заложено. Мы отвечаем только за свое мнение", - оправдывается директор центра Алексей Владимиров.

В России до сих пор нет закона об экспертной деятельности. Ответственность эксперта наступает лишь в случае, если будет доказано, что ошибка злонамеренная. А это практически недоказуемо. Зарплата эксперта - 5 тысяч рублей. Одним росчерком пера он может изменить цену картины на сотни тысяч долларов.

"Что стало с тем экспертом? Ну, сейчас отстранили от работы, а дальше, если его вина будет доказана в процессе следствия, то, наверное, уволим его", - говорит директор центра.

Повторная экспертиза скандальных полотен показала: в краске, которой сделаны дорисовки и подпись, содержится алюминий, чего не могло быть в то время. Проморгавшие это специалисты теперь исправно ходят на допросы, материалы последних экспертиз изъяты. Муссируется слух о том, что вскоре могут прикрыть и всю их организацию.

На вопрос, мог ли эксперт в такой ситуации ошибиться, искусствовед Савва Ямщиков отвечает, что вряд ли. "Большие огрехи - они всегда идут рядом с большими деньгами. Но огульно говорить, что весь экспертный отдел Центра Грабаря надо опечатать и с 1 декабря закрыть, - вы меня простите", - добавляет специалист.

Мэтры искусствоведения - в ужасе. Говорят, что нельзя всех чесать под одну гребенку и что любой, даже самый честный эксперт, имеет право на ошибку, если уж сам главный советский реставратор, покойный академик Грабарь, и тот ошибался! "Я имел честь с ним работать, - рассказывает Савва Ямщиков. - Он картину Рембрандта, которая была неизвестна, от начала и до конца атрибутировал и сдал тысячу экземпляров роскошного фолианта. Так книга и называлась "Вновь открытый Рембрандт". А потом оказалось, что никакой это не Рембрандт, что это подделка XIX века. И он пошел в запасник. Та же самая история с "Мадонной" Рафаэля из Нижнего Тагила".

В государстве есть три главные художественные экспертизы: Центр Грабаря, Третьяковка и Русский музей. Все в последнее время на чем-то да прокалывались. В Министерстве культуры говорят, что устали отвечать за чужие грехи. Экспертные центры не разгонят, но их сотрудников хотят низвести до уровня частных лиц.

"Заключение выдает физическое лицо и несет за это перед своим заказчиком ответственность. Получает за это деньги, платит с них налоги и спит спокойно. Если он ошибся, это его ошибка. Но когда эта ошибка печатается на бланке Государственного Русского музея или Государственной Третьяковской галереи, заверяется гербовой печатью, это становится ошибкой крупнейшего государственного учреждения, и это пятно на его репутации", - говорит начальник Управления культурного наследия Федерального агентства по культуре и кинематографии Анна Колупаева.

О репутации в художественной среде вспоминают теперь нечасто. Переделать забытого датчанина в новообретенного русского передвижника, сыграть на поразительной схожести их мазка, на том даже, что писали они на холстах одной и той же немецкой фирмы кистями одинаковой марки, - неужели хозяева антикварной лавки сами додумались до такого?

Следователь следственно-оперативной группы Дмитрий Басов уверен, что такого рода подделок по стране гуляет много: "Цифру привести сейчас очень сложно, но, во всяком случае, только с датских аукционов, я думаю, не один десяток картин ушел в Россию с тем, чтобы их потом переделали".

Афера в миллионы долларов. Следователи подозревают, что мошенников консультировали высококлассные специалисты - люди с академическим образованием, огромным музейным и экспертным прошлым, а может быть, и настоящим.

"Все знают, когда это касается живописи, этих людей знают все абсолютно, кто в этом мире вращается, работает - это известно. Но знать - это одно, а вот поймать за руку - это другое, - объясняет Анна Колупаева. - За руку поймали, по-моему, ну, считаные разы за всю историю. Поэтому чего их отслеживать? Не будет спроса - не будут делать!"

Пока же спрос только растет. По оценкам специалистов, фальшивки сейчас составляют до 60 процентов всего антикварно-художественного рынка. На рынке же в смысле базара число подделок и вовсе не поддается никакому счету.

"Во-первых, покупаешь здесь холсты старые, облетевшие, за копейки. Можно определить холст, какого он года. Краска обязательно должна быть старая, и желательно не масло, а желательно темпера, чтоб не определили, - объясняет тонкости ремесла один из торговцев "черного" антикварного рынка. √ Акварель тоже не определяется".

Живые авторы дореволюционных картин, средневековых икон, живописцы эпохи Возрождения, любят рассказывать один и тот же анекдот: коллекционер спрашивает у антиквара: "Скажите, а есть ли гарантия, что это подлинник?" "Конечно, - отвечает антиквар, - гарантия - четырнадцать дней".













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • "Родину" сняли с выборов
  • Море, которое возвращается
  • Раритеты без гарантии
  • Звездный развод
  • Наследие Владимира Максимова
  • Ющенко и Тимошенко идут разными колоннами
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Чечня проголосовала

  • Большие ожидания Кремля

  • Китайская отрава

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2020. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2020.