Уход c земель, о которых идет речь в предыдущем репортаже, - ровно то, что от Израиля требует ООН. Но когда премьер Шарон добровольно ушел хотя бы с части этих территорий, ему досталось от своих же: мол, это предательство √ и тем более от ХАМАС: мол, это евреи бегут под давлением шахидов. Но вот интересная подвижка. На неделе ХАМАС заявил, что возвращение Израиля в границы 67-го года - это условие перемирия. Не мира, но перемирия. И хотя для Израиля вернуться в границы 67-го сейчас смерти подобно, не первое ли это свидетельство, что ХАМАС если еще и не слушает, то уже слышит практически одинаковые пожелания лидеров ведущих держав? Буш и Путин - почти слово в слово.
Джордж Буш: "Палестинский народ проголосовал на выборах - теперь лидеры ХАМАС должны признать Израиль.
Владимир Путин: "Нужно уйти от радикальных заявлений, нужно признать право на существование Израиля".
Джордж Буш: "Разоружиться, отвергнуть терроризм и стремиться к прочному миру".
Владимир Путин: "Нужно наладить контакт с международным сообществом. Мы призываем ХАМАС именно к такой последовательной работе".
Но несколькими секундами позже...
Владимир Путин: "Наша позиция в отношении ХАМАСа отличается от американской и от западноевропейской".
Так в чём же разница? Нищая, разорённая и невероятно коррумпированная Палестина, действительно, не может содержать себя сама. Её главные спонсоры - Америка, Россия, ЕС и ООН - тот самый "ближневосточный квартет".
И вот, в частности, Европа, Хавьер Солана, говорят: помощь Палестине по линии неправительственных организаций продолжим, а вот иметь дело с палестинскими властями не будем до тех пор, пока ХАМАС не выполнит обозначенных предусловий. Вот в этом-то и разница.
"Что касается возможности для нас контактировать с ХАМАС, мы этого не исключаем", - объявляет глава МИД России Сергей Лавров.
Москве в этом вопросе чуть проще, потому что в России ХАМАС в черный список террористических организаций не внесен. Если до российского Кавказа палестинцы и добираются - а конечно, добираются, - то под другими "торговыми марками". Но собственно именно кавказский опыт сейчас России в Палестине, похоже, очень кстати.
Боевикам ХАМАС не занимать опыта обращения с оружием. Но сейчас дружины ХАМАС - это чистой воды незаконные вооруженные формирования. Знакомо звучит?
В рамках "квартета" российская помощь Палестине - это как раз налаживание работы сразу нескольких силовых структур. И когда знаешь это и сопоставляешь это с российским опытом на Кавказе, начинаешь понимать, почему Москва приветствует планы Палестинской администрации привлекать боевиков-нелегалов в легальные силовые структуры правительства. Заявление Сергея Лаврова: "Мы такую позицию руководства ПНА поддерживаем, и представители ХАМАС, насколько я слышал, если и не соглашаются сейчас прямо с такой идеей, тем не менее, размышляют в направлении легализации, если хотите, своих вооруженных формирований, чтобы они действительно обрели легитимный статус".
То есть формула Европы и Америки: "сначала условия - потом разговор". Формула России: "начинаем разговор, а по ходу обговорим и условия". Всего-то перемена мест слагаемых, но результат может быть другим. Посмотрим.
|