Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Культура:
Все - на "Экипаж"
Политика:
Навстречу выборам
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 16.04.2006





видеорепортаж

фоторепортаж


"Современнику" - 50

Театр, который пережил время и не выжил из ума
Борис Соболев





Просто собралась очень молодая и талантливая труппа во главе с Олегом Ефремовым...
Просто собралась очень молодая и талантливая труппа во главе с Олегом Ефремовым...

Игорь Кваша вспоминает, как им впервые зарубали спектакль
Игорь Кваша вспоминает, как им впервые зарубали спектакль

К празднованию славного юбилея в "Современнике" готовились несколько недель
К празднованию славного юбилея в "Современнике" готовились несколько недель

Репетировали с утра и до позднего вечера, и ни один актер не опоздал
Репетировали с утра и до позднего вечера, и ни один актер не опоздал

Сергей Гармаш: в первую очередь нужно искренне любить этот дом
Сергей Гармаш: в первую очередь нужно искренне любить этот дом

Михаил Козаков на юбилей вообще не пошел
Михаил Козаков на юбилей вообще не пошел

В пятницу в театре встречали президента
В пятницу в театре встречали президента

В финальный день торжеств в зале не было ни одного "платного" зрителя
В финальный день торжеств в зале не было ни одного "платного" зрителя

Спасибо тебе, "Современник", спасибо, что ты есть!
Спасибо тебе, "Современник", спасибо, что ты есть!



Минувшей ночью в Москве повторилась удивительная история 50-летней давности. После спектакля в театре зрители не разошлись, а остались в зале для разговора с актерами. Именно так начиналась история театра "Современник". Именно так он отметил свой полувековой юбилей - юбилей инакомыслия, которое прорывается даже в самом "построенном" обществе.

Без крыши над головой, без копейки за душой и без единой резолюции свыше. "Современник" был, пожалуй, единственным советским театром, которому удалось родиться, никого не спросясь. Просто собралась очень молодая и талантливая труппа во главе с Олегом Ефремовым, просто власть, отвлекшись на космос и кукурузу, вовремя не смекнула, что к чему. За короткий срок вольный, еще полустуденческий коллектив стал главной достопримечательностью столицы. На парковых эстрадах, в заводских ДК - всюду, где "Современнику" удавалось найти временное пристанище, - тут же начиналась давка за билетами. Люди не верили что оттепель - это надолго, актеры не верили тоже. Каждый спектакль играли как в последний раз.

"Мы пьем молоко и пьем вино, и мы с тобою не ждем беды. И мы не знаем, что нам суждено просить, как счастья, глоток воды", - цитирует спектакль, шедший полвека назад, народный артист России Игорь Кваша. На вопрос, как он может это помнить, отвечает: "Спектакль хороший был".

Игорь Кваша вспоминает, как здесь, на сцене ДК "Правды", им впервые зарубали спектакль - дивную военную пьесу Галича, сопровождавшуюся его же стихами, как молодой Евстигнеев, понимая, к чему дело идет, выпалил свой финальный монолог - обращение к предателю-полицаю, пристально глядя в глаза цензору из райкома.

"Когда вернутся наши, когда вернутся русские, они повесят тебя как бешеную собаку!" Он так говорил этот монолог, что все за кулисами смотрели и рыдали. И я рыдал белугой. Как он вел эту сцену, Женя, передать этого нельзя! Понимаете, мне жалко одно, что он единственную трагическую роль сыграл в своей жизни в этом спектакле, и этого никто почти не видел", - сокрушается Игорь Кваша.

После той роли труппа чуть было не уехала за 101-й километр. Тогдашняя министр культуры Фурцева уже и приказ набросала об отправке "Современника" на бессрочные гастроли в Муром. Спасло чудо: накануне подписания документа Фурцеву сняли. В жизни театра было еще много подобных историй. Вопреки традициям русской драмы, они все закончились хэппи-эндом.

К празднованию славного юбилея в "Современнике" готовились несколько недель. Репетировали с утра и до позднего вечера, и ни один актер не опоздал, ни один не сказался больным. Редкая картина для времени, когда в театрах за месяц платят столько же, сколько в кино и на съемках телесериалов за день.

"Я думаю, что в первую очередь нужно искренне любить этот дом. Начнем с этого. И приходить сюда все-таки за тем, чтобы это стало твоим домом, не думая изначально, сколько тебе принесет это дивидендов. Потому что в итоге дивиденды должен приносить не этот дом, а то, как ты в этом доме проживаешь", - полагает народный артист России Сергей Гармаш.

За полвека через "Современник" прошло три поколения актеров. В силу разности возрастов и амбиций каждый из них воспринимает нынешнюю дату по-своему: одни с радостью, другие с надеждой. А вот Михаил Козаков на юбилей вообще не пошел. Наверное, в старости это и впрямь горько √ ощущать, что все лучшее давно позади.

"Существовало такое понятие "театр-дом", "театр-семья". Не мафия, не банда, а семья. И вот "Современник" тех лет, когда я в нем имел счастье работать - с 1959 по 1970 годы - был таким "театром-домом". Во главе дома всегда должен быть хозяин, отец. И был такой хозяин, отец, старший друг, воспитатель, идеолог, личность огромной величины - Олег Николаевич Ефремов", - говорит артист.

Когда в 1970-м Олега Ефремова переманили во МХАТ, а за ним ушли Евстигнеев и Козаков с Табаковым, когда на конкурирующей Таганке взошла звезда Юрия Любимова, и все очереди за билетами переместились туда, тогда многие брюзжали что все, "Современнику" конец, Галина Волчек с ролью хозяйки театра не справится. Однако где теперь те скептики, а "Современник" жив. Он сумел не только пережить свое время, но и в наши дни не выжить из ума.

Пока в пятницу в театре встречали президента и принимали от него заслуженные награды и поздравления, в близлежащей гостинице наглаживали наряды многолетние поклонники "Современника". Они съехались в Москву со всего бывшего Союза, отпрашивались с работы, многие даже занимали деньги на дорогу.

В субботу, в финальный день торжеств, в зале не было ни одного "платного" зрителя - только приглашенные поименно, только те, кто готов был проехать тысячи километров, чтобы в конце вечера просто подойти к микрофону и сказать: "Спасибо тебе, "Современник", спасибо, что ты есть!"













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Театр, который пережил время и не выжил из ума
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Регионы хотят укрупняться

  • Дорогой "Газпром"

  • Зачем России чужой тренер?

  • "Современнику" - 50

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.