В этом выпуске мы завершим рассказ о "русском следе" в праздновании 80-летия английской королевы. Но сначала - о собственно британских загадках этого юбилея. Самые пытливые зрители заинтересовались прежде всего, с кем это на торжественный ужин приехал внук королевы, сын Чарльза и Дианы принц Уильям? Но нет - со своей девушкой он на такие приемы еще не приезжает. С ним была его кузина, Зара Филипс. Зато первый в списке наследников престола - сын самой королевы принц Чарльз √ теперь на таких мероприятиях может открыто бывать со своей Камиллой. И когда в небе над замком Кью расцвел праздничный салют, королева вышла посмотреть на него со всей своей обновленной и, похоже, помирившейся семьёй.
До этого происходили и другие праздничные мероприятия. Королевские артиллеристы сделали 41 залп в Гайд-парке и продемонстрировали, что, как и их прадеды, умеют развернуть и свернуть батареи на галопе. А школьники палили из маленьких пушечек в парке при замке Виндзор.
Лучшие места у стен этого замка надо было занимать загодя. "Мало кто доживает до 80. А королева не просто дожила, но и до сих пор хорошенькая, - считает пенсионер, расположившийся под тентом. - И, похоже, вся в мать". Та прожила 101 год.
Именно в Виндзоре королева и явила себя в тот день в первый раз: она принимала от подданных цветы и подарки. Но были и подарки от нее. Именно в этом юбилейном году почетным кавалером Ордена Британской империи королева сделала исполнителя роли Шерлока Холмса Василия Ливанова.
Описанные в книге Артура Конан Дойля 17 ступенек, отделяющие холл на первом этаже от кабинета на втором в доме 221-b на Бейкер Стрит. Знаменитая гостиная с камином. Разумеется, Шерлок Холмс в этом интерьере - как у себя дома. Знакомые все лица: к примеру, восковой профессор Мориарти. Сцены из книги, во многих из которых Василий Ливанов и сам участвовал как актер. Пожелтевшие, но столь родные лики обитателей лондонского дна и вполне респектабельных преступников Вест-Энда.
Орден Британской империи - награда индивидуальная. Но ливановский Холмс - настолько наше всё, что не разделить эту радость просто невозможно.
"Мой крестный отец, великий русский артист Василий Иванович Качалов, говорил, что очень редко актер в своей профессиональной биографии не просто играет какой-то персонаж, а рождает человека. Я считаю своим актерским счастьем, что мне удалось родить человека. Поэтому ко мне зрители относятся, как к Шерлоку Холмсу. Такое же переживал и Борис Бабочкин с "Чапаевым", - рассказывает Василий Борисович.
Со времен Конан Дойля в Лондоне изменилось немало. И если книгу использовать в качестве карты, недолго и заблудиться. В новый офис переехал, например, Скотланд-Ярд, куда Василий Ливанов отправился прежде всего. Но есть и ценности вечные.
"Это, во-первых, еще одно очень высокое свидетельство признания нашей национальной, русской актерской школы. Это награда не только мне, это награда русскому искусству. Потому что я актер в третьем поколении. И потом, русский актер получает награду от королевы Великобритании - королевы страны Шекспира. Это тоже не забывайте", - отмечает Ливанов.
300 экранизаций книги, включая первые постановки еще немого кино, иллюстрации Сиднея Паже, создавшего особую эстетику, которой неизменно следовали авторы всех фильмов о Холмсе.
Но нет смысла отрицать, что наша экранизация стоит в отдельном ряду. И признание британской прессы - одно из доказательств тому. Тандем Ливанова и Соломина лондонская "Дэйли Мейл" назвала лучшей на континенте экранной парой Холмс-Ватсон всех времен. "Филигранная работа" - это уже Питер Устинов об игре русских актеров, которую также высоко оценили Маргарет Тэтчер и Грэм Грин. Въедливый зритель насчитает 10 различий с викторианской, да и с нынешней Англией. К примеру, кэбы движутся не по левой, как это заведено в Британии, а по правой стороне улицы. Но что это в сравнении с главным: очарованием пары Ливанов-Соломин, которую в далеком 1979-м подобрал и свёл Игорь Масленников!
"Я помню случай, когда мы снимали сцену на какой-то большой площади в Ленинграде. И пока мы ставили свет, репетировали, Василий Борисович Ливанов все время ходил по площади. И все на него смотрели, все любовались. А Виталия Мефодиевича не было. И вот зажегся свет, открылась дверь, и тихо вышел Виталий Мефодиевич. И вся площадь сказала: "Ватсон"! Вот так он умел собирать все внимание на себя. Именно потому что он был настоящей, сильной, крупной мастью", - вспоминает режиссер.
"Мы тогда пришли к выводу, что мы делаем это для того, чтобы показать, что у каждого в нашем тревожном, неспокойном и опасном мире есть хотя бы в мировой литературе фигура защитника. Бескорыстного человека", - подчеркивает Ливанов.
Безусловно, решающую роль в истории с Холмсом сыграли британские королевы. После того как Конан Дойль решил расправиться с утомившим его персонажем и утопил его в пучине водопада, на возрождении детектива настояла королева Виктория. А ныне правнучка Виктории Елизавета II пожаловала орден Василию Ливанову как "послу британской культуры в России". Учитывая богатое наследие актеров кино и анимации, резонно предположить, что это не последняя его королевская награда. Проблема в том, что королю Швеции пока не сообщили, чьим голосом в России говорит его подданный Карслон.
|