

Степан Микоян недавно решил оцифровать домашний киноархив

То, что в далеком 62-м этот кошмар не стал явью, во многом заслуга Анастаса Микояна

Так получилось, что именно он первым в мире узнал о планах Хрущева тайно перебросить ядерные ракеты на Кубу

Кеннеди объявляет о блокаде острова, американцы в панике

Николай Леонов: он выполнял роль графитового стержня в атомном реакторе, который опускается в реактор как замедлитель ядерной реакции

Хрущев хотел нарушить эти планы, но едва не спровоцировал третью мировую

Узнав, что Хрущев пошел на попятную и выводит ракеты, Кастро был взбешен, что с ним не посоветовались

Серго Микоян: переговоры были очень напряженные и трудные, потому что Хрущев поступил по отношению к Кастро, конечно, очень неэтично
|

|
О том, как Москва и Вашингтон впервые подошли к мысли тогда еще не о союзничестве, но о взаимном уважении, - вышедшая на этой неделе новая книга Серго Микояна. Она - о совершенно неизвестных страницах переговоров его отца Анастаса Микояна с руководством США и Кубы во время "Карибского кризиса".
Генерал-лейтенант, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Степан Микоян недавно решил оцифровать домашний киноархив - поручил внучатому племяннику Грише перегнать все пленки на DVD.
Пленок очень много - за годы Степан и его братья наснимали на целый сериал. Нам он показывает то, что осталось за кадром официальной хроники. Осень 63-го. Государственный визит Фиделя Кастро в Москву. Это потом будет его знаменитое выступление на Красной площади. А пока - партия в бадминтон с Анастасом Ивановичем. "Не умеют играть ни тот, ни другой, - комментирует пленку Степан Микоян. √ Потом вышла моя жена, покидала немного┘ А это бассейн".
А это уже дома. Многочисленным внукам Микояна высокий бородатый дядя в очках и военной форме очень понравился. Тогда они, конечно, не знали, чего стоил деду этот во всех смыслах дорогой гость.
То, что в далеком 62-м этот кошмар не стал явью, во многом заслуга Анастаса Микояна. Так получилось, что именно он первым в мире узнал о планах Хрущева тайно перебросить ядерные ракеты на Кубу. Они были друзьями чуть большими, чем это могут позволить себе политики. Во время одной из таких прогулок Хрущев и сказал Анастасу, что хочет "подбросить американцам ежа в штаны". Микоян до последнего протестовал: опозоримся на весь мир, на Кубе установки спрятать негде, нет лесов, да и пальма - дерево голое! Но другие убедили Хрущева, что пальмы будут в самый раз. 40-тысячный контингент с ракетами Р-12 мощностью в 50 Хиросим каждая развернулся на Кубе. И очень скоро это сфотографировал американский самолет-разведчик. Кеннеди объявляет о блокаде острова, американцы в панике.
Когда вблизи Кубы ВМФ США обнаружили 4 советские подлодки и начали принуждать их к всплытию, Микоян уговорил Хрущева и маршала Малиновского остановиться хотя бы на этом. Хорошо, что американцы забрасывали субмарины только учебными гранатами - на борту-то были торпеды с ядерной боеголовкой.
"Он практически выполнял, если фигурально выразиться, роль графитового стержня в атомном реакторе, который опускается в реактор как замедлитель ядерной реакции. Такова была роль Анастаса Ивановича Микояна", - вспоминает сотрудник Первого главного управления КГБ СССР в 1960-1963 годах Николай Леонов.
Разведчик Николай Леонов сопровождал Микояна в качестве переводчика в его первую поездку на Остров свободы в 60-м, спустя всего год после революции. То было новое открытие Кубы: рыбалка и переговоры о первых кредитах. Фиделю и Че Геваре вскоре предстояло отразить атаку в "Заливе свиней", а уже в 62-м, на середину октября, ЦРУ наметило новое, куда более масштабное вторжение - операцию "Мангуст". Хрущев хотел нарушить эти планы, но едва не спровоцировал третью мировую. Узнав, что Хрущев пошел на попятную и выводит ракеты, Кастро был взбешен, что с ним не посоветовались. Успокаивать Кастро опять отправили Микояна.
С ним по пляжам Варадеро на встречи с Фиделем приходил сын Серго. "И как потом Хрущев ему написал: "Одно твое присутствие там сдерживает американцев", - рассказывает он. - Переговоры были очень напряженные и трудные, потому что Хрущев поступил по отношению к Кастро, конечно, очень неэтично".
Москва тогда могла потерять Кубу. "Если бы приехал сам Хрущев, я бы его ударил", - заявил тогда Кастро. Нрав у него и соратников действительно был крутой.
"Перевод осуществлял мой учитель по испанскому языку, военный переводчик Техменев Володя. И, я уж не знаю, как шел процесс переговоров, но сам Техменев мне рассказывал, что наступил момент, когда Че Гевара расстегнул кобуру, достал пистолет, положил на стол и говорит: "Я бы на твоем месте застрелился", - рассказывает Николай Леонов.
Это были самые сложные переговоры за всю карьеру Анастаса Ивановича, и не только из-за темперамента Кастро. На Кубе Микоян узнает о смерти своей супруги Ашхен Лазаревны, но все равно остается и продолжает переговоры. Его мужество поразило Кастро, и тот уступил. С Кеннеди оставалось договориться о гарантиях ненападения на Кубу. Годом позже Кеннеди не стало. На его похоронах от СССР - опять Микоян. Вдова президента Жаклин просит Анастаса Ивановича задержаться. Переводчик Виктор Суходрев в точности запомнил ее слова. "Мой муж хотел вместе с господином Хрущевым сделать этот мир прочнее. Теперь моего мужа нет, и это делать придется одному господину Хрущеву". Вот эти слова я помню по сей день", - говорит переводчик МИД СССР в 1963 году Виктор Суходрев.
"Улыбчивый Мик", как его называли сами американцы, считал, что нам многое у них стоит перенять. После его поездок в Штаты в стране появились пломбир, томатный сок, разливное "Жигулевское", холодильники, "докторская" колбаса, витамины. О Микояне-дипломате известно куда меньше, хотя это он вел переговоры по ленд-лизу в годы Великой отечественной, он ездил с тайной миссией к Мао. В конце жизни Микоян диктовал воспоминания сыну Серго. "Что не успею сам - напишешь от себя. Ты же был со мной", - передает он напутствие отца.
В увесистой книге в 1000 страниц Серго Микоян эти слова отца почему-то называет не завещанием, а поручением. Так или иначе, он его выполнил. И так, как может только сын.
|

|

|