Ramblers Top100
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Культура:
Все - на "Экипаж"
Политика:
Навстречу выборам

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 04.06.2006





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

На пользу ли "классовое сокращение"?
Иван Кудрявцев





На пользу ли "классовое сокращение"?
На пользу ли "классовое сокращение"?

Учителей в Кенде - семеро, а учатся всего 15 детей
Учителей в Кенде - семеро, а учатся всего 15 детей

Евгений Якунчев: если приходит ученик и у него в дневнике оценки "четыре" и "пять", то когда он у нас в большой школе начинает учиться, едва дотягивает до тройки
Евгений Якунчев: если приходит ученик и у него в дневнике оценки "четыре" и "пять", то когда он у нас в большой школе начинает учиться, едва дотягивает до тройки

Учителя школы в поселке Рассвет Ростовской области давно забыли, что значит совмещать уроки
Учителя школы в поселке Рассвет Ростовской области давно забыли, что значит совмещать уроки

В Мордовии в классах сидят лишь по 14 детей, а на каждого педагога приходится всего по 9 учеников
В Мордовии в классах сидят лишь по 14 детей, а на каждого педагога приходится всего по 9 учеников

Андрей Фурсенко: в ряде случаев пожилой учитель √ это точно благо, а не недостаток
Андрей Фурсенко: в ряде случаев пожилой учитель √ это точно благо, а не недостаток

Василий Кадакин: мы за несколько лет объединили 70 школ из 700. Согласитесь, это не так уж мало
Василий Кадакин: мы за несколько лет объединили 70 школ из 700. Согласитесь, это не так уж мало

Пособия по анатомии человека в разрушенном состоянии
Пособия по анатомии человека в разрушенном состоянии

Помимо всех основных предметов детям в таких школах преподают сельхозтруд и механизацию
Помимо всех основных предметов детям в таких школах преподают сельхозтруд и механизацию

Саша Паршин: я только на кукурузнике летать не могу, поля опрыскивать. А остальное я всё могу
Саша Паршин: я только на кукурузнике летать не могу, поля опрыскивать. А остальное я всё могу

Впрочем, сразу со школьной скамьи в поле Саша не собирается
Впрочем, сразу со школьной скамьи в поле Саша не собирается



Однажды журналист из Москвы, попавший в Британию в разгар тамошней предвыборной кампании, увидел плакат "Сократим классы". Он спросил: "Это - про классовое общество?" На самом деле, это - про количество учеников в школьных классах. Про Россию нельзя сказать, что она решила все свои глобальные классовые проблемы, но то, что величина школьных классов тоже теперь выносится в правительственную повестку дня - свидетельство, как меняется характер в том числе политического процесса. А эта проблема - выносится. Первые наработки правительственных предложений о том, как грамотнее тратить деньги на образование √ на примере школ в Мордовии и Ростовской области.

Шестеро учеников разных возрастов из трёх разных классов слушают одного учителя. Вопрос: сколько детей за 40 минут усвоят урок? Над этой нелепой задачей педагоги мордовского села Кендя бьются каждый день, чтобы ответ не был равен нулю.

"Первому классу - разучить стишок "Игра в слова". Со вторым классом мы почитаем рассказ Виктора Астафьева "Стрижонок Скрип". С четвертым классом мы прочитаем рассказ о горной системе Урал", - заболевшую учительницу начальных классов сегодня замещает Елена Алексеевна Федяева. В старших она еще преподает музыку и географию, а вообще Елена - учитель немецкого языка.

"Зарплата у меня вместе с классным руководством - 3 тысячи рублей. Если точнее, то 2980", - говорит она.

Учителей в Кенде - семеро, а учатся всего 15 детей. Но местные мамы все еще решают, чем же большая школа лучше? "Учатся наши детки хорошо, на пятерки-четверки, не подводят", - говорят родительницы.

"Если, скажем, к нам из маленькой сельской школы приходит ученик и у него в дневнике оценки "четыре" и "пять", то когда он у нас в большой школе начинает учиться, он едва дотягивает до тройки", - приводит, в свою очередь, статистику директор Луховского лицея Саранска Евгений Якунчев.

Учителя школы в поселке Рассвет Ростовской области давно забыли, что значит совмещать уроки. Физика - так физика, химия - так химия. Всё как положено - с наглядными экспериментами и лабораторными работами. У тех, кто попал сюда из окрестных малокомплектных школ, воспоминания не из приятных.

"Там не было уроков химии, а из оснащения - только тряпка, чтобы вытирать доску, и мел. И всё", - рассказывает ученик 9-го класса Рассветовской школы Денис Вешкуров.

"Привычный уклад жизни людей, привычный быт заставляет людей роптать и сомневаться. Они говорят: "Наша школа пусть и худенькая, но наша. Мы 45 лет здесь учились, и пусть наше дитё здесь учится". Но мы всегда задаем им вопрос: давайте посмотрим на качество. Вам нравится, что у вас в школе один учитель преподает по 3-4 предмета? Вам нравится, что учитель преподает на одном уроке первокласснику, второкласснику, третьекласснику?" √ спрашивает министр общего и профессионального образования Ростовской области Леонид Ковалев.

На одного ученика малокомплектной школы государство порой тратит больше, чем на целый класс в крупной. В Министерстве образования страны наконец определились, сколько детей должно быть в классе и сколько нам нужно учителей - чтобы затраты на школу приносили максимум пользы.

Избавляться от нерентабельных, малокомплектных школ одной из первых в стране начала Ростовская область: их здесь закрыли уже 250. По укрупненным школам детей ежедневно развозят 600 с лишним автобусов. В результате область считается лучшей в России по наполняемости классов - в среднем 20 человек - и по числу учеников на одного учителя - 13.

В Мордовии в классах сидят лишь по 14 детей, а на каждого педагога приходится всего по 9 учеников. При этом зарплата учителя - в два раза ниже средней по стране. По оценкам Министерства образования и науки, если сократить количество классов и учителей в Мордовии на треть, это позволит увеличить зарплаты остальным учителям почти в полтора раза и привлечь в школы молодых специалистов. Пока доля учителей пенсионного возраста в России год от года только растёт.

"В ряде случаев пожилой учитель √ это точно благо, а не недостаток. Но при одном условии: если этот учитель хочет продолжать учить не потому, что у него пенсия очень маленькая, а потому что ему интересно работать с ребятами, и у него хватает на это сил. И если это не препятствует приходу в школу молодых учителей", - считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

В самой Мордовии и не отрицают, что количество классов и учителей - особенно пенсионного возраста - необходимо сокращать. Хотя республика, несмотря на значительную долю малокомплектных школ, входит в первую десятку регионов по качеству образования.

"Мы за несколько лет объединили 70 школ из 700. Согласитесь, это не так уж мало. И мы эту работу будем продолжать - особенно в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", который реально поможет республике с приобретением школьных автобусов", - уточняет министр общего и профессионального образования Мордовии Василий Кадакин.

Но нацпроект "Образование" - это ещё и два с лишним миллиарда рублей на оснащение школ оборудованием. Как раз таких, как в мордовском селе Смольном.

"Видите: эти препараты должны быть в формалине, но за 15 лет он испарился, и мы в результате гадюку показываем в сушеном виде. Пособия по анатомии человека тоже в разрушенном состоянии. Мы их склеивали-склеивали, но они всё равно разваливаются", - сетует учительница химии и биологии Смольненской средней школы Лариса Носова.

Но регионы не должны соревноваться, кто закроет больше школ. Тысячи - пусть даже и малокомплектных - сельских школ придётся сохранить. Правда, нужно подумать, в каком виде.

Пермеевскую школу строили в расчете на 150 учеников. Когда-то здесь учились в две смены, то есть сразу 300 детей. Когда детей на всё Пермеево осталось только 30, решили, что возить их на учебу в соседнее село будет слишком накладно, и тогда прямо во дворе старой школы построили новую - маленькую.

Закрывать школу в Пермееве не стали еще и потому, что село в последнее время богатеет. В других районах полупустные школы превращают в социокультурные центры - размещают там сельскую администрацию, клуб, библиотеку. Помимо всех основных предметов детям в таких школах преподают сельхозтруд и механизацию.

"Я только на кукурузнике летать не могу, поля опрыскивать. А остальное я всё могу: могу пахать, могу сеять, могу прикатывать, культивацией заниматься", - говорит ученик 10-го класса средней школы мордовского села Пушкино Саша Паршин.

Впрочем, сразу со школьной скамьи в поле Саша не собирается. Говорит, что после школы будет учиться дальше и только потом - работать. И обязательно в родном селе. Знаний хватит и на то, и на другое.

Напомним, что по нацпроекту "Образование" передовым учителям полагаются гранты - до 100 тысяч рублей. Отдельное новое вознаграждение - и за классное руководство.













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • На пользу ли "классовое сокращение"?
  • "АвтоВАЗ": как удержаться на трассе?
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Недипломатическая прикосновенность

  • Плановая ротация

  • Международная политика: соразмерность действий с реалиями

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.