Решением Международного олимпийского комитета российский город Сочи вошёл в тройку кандидатов-фаворитов на проведение зимней Олимпиады 2014 года. Миллиардная программа превращения единственного российского субтропического курорта в по-настоящему современную зону отдыха и спорта запущена и так. Но, конечно, будет приятно, если Олимпиада действительно достанется России.
В тройку попал и южнокорейский Пхенчхан. Но всё-таки самый именитый конкурент российского кандидата - австрийский Зальцбург.
Найти в австрийских горах эдельвейс, все равно, что цветок папоротника - на Купалу. На этой неделе в национальном альпийском саду Гера Штайнера случилось чудо. Эдельвейс, который Австрия назначила главным олимпийским символом, зацвел. На месяц раньше положенного срока, но в аккурат к заседанию МОК в Лозанне.
"Волшебство. А по-другому и не объяснить, с чего это он зацвел вдруг", - удивляется садовник Йохан Штайнер.
Главная олимпийская надежда Сочи - морская звезда - пока распустила лучи только на машине заявочного комитета. Пробираясь к новой горнолыжной трассе, менеджер проекта проводит чересчур смелую, но яркую параллель: этот Эдельвейс Сочи уже побеждал, в 43-м, элитную немецкую горно-стрелковую группировку. Так уж совпало, что будущие трамплины и спуски здесь будут строить на легендарных хребтах Вторая бригада и Первая рота. Здесь верят, что и из этой - олимпийской - битвы Сочи выйдет с победой.
"Это проект, который реально существует уже не на бумаге, его можно прийти и пощупать", - говорит менеджер проекта Ефим Битенев.
Под олимпийским весом серебряного призера игр в Турине по бобслею Алексея Воеводы слегка проседают хрупкие красные скамейки. Сегодня ровно за час сорок пять они поднимут его к мечте всей его жизни. С высокой горы он, наконец, увидит очертания будущей санно-бобслейной трассы и олимпийские перспективы родного города.
"У нас все объекты - и внизу, и вверху - в радиусе шести километров", - уточняет Ефим Битенев, рисуя будущие олимпийские окрестности.
Для разгоняющего легендарной четверки Зубкова эти слова как бальзам на душу - серебряный призер Турина знает, что такое три часа от Олимпийской деревни до трассы и как это пролететь мимо золотой медали по слякоти и воде - в Италии над трассой не было крыши. Сочинский проект еще на бумаге, но его уже называют лучшим в мире.
"Изумительное место, отличный склон Северный, то, что надо, - радуется Алексей Воевода. - Я здесь живу, и потому это лучшее место".
Вообще-то это не Зальцбург, и даже не Австрия. Это немецкая Бавария. Но австрийцы очень рассчитывают на немецкое гостеприимство и соревнования на санях, бобах и скелетонах хотят провести именно здесь, в баварском Кёнигзее. В 63-м трасса произвела фурор - здесь впервые заморозили лед. Летом здесь спускаются с гор со скоростью 120 км. Нам и строить ничего не надо, к Олимпиаде мы готовы хоть сегодня, уверены австрийцы, хотя объект и находится в соседней Баварии.
"Трасса, конечно, готова, но Олимпиада - мероприятие серьезное. У нас не хватит мест для прессы, для камер. Надо будет кое-что переделать", - объясняет Марк Ашауэер, главный инженер санно-бобслейной трассы в городе Кёнигзее.
Здесь живет олимпийский чемпион, написали благодарные поклонники перед въездом в маленькую горную деревню. Михаэль Вальхоффер встал на лыжи слишком поздно для настоящего австрийца - в три года, а не в два. Но он уже многократный чемпион мира, серебряный призер Турина и главный любимец горной страны.
Правда, текст на плакате у озера не очень точный. Михаэль здесь не только живет, это вообще все его - семейный бизнес. Лыжная школа чемпионов и скромные пятизвездочные отели с саунами и водными кроватями - полезно для спины. Даже альпийские коровы тоже его. Они звенят колокольчиками прямо у будущего олимпийского спуска для женщин.
"Я много, где ездил, много, что видел. Олимпиада в Зальцбурге - это будет феерично, - уверен Михаэель Вальхоффер. - Будут эмоции и зрители, которых так не хватало в Турине. И будет компактность, это важно".
Свою концепцию размещения олимпийских объектов австрийцы гордо называют самой компактной за 30 лет. 55 минут - от точки до точки. Так пишут в заявке. Мы проверили - уложиться сложно.
В общем, особенно-то тратиться на Олимпиаду австрийцы и не собираются. Разве что на транспорт и дороги, чтобы по пути с трамплина на соревнования по хоккею можно было заехать и послушать шум знаменитого водопада. Правда, если погода позволит, в Зальцбурге то снег, то дождь - 250 дней в году.
Дорога в светлое олимпийское будущее Сочи выходит дороже. Если заявка выиграет, Красную Поляну буквально накроют деньгами. Речь идет о 12 миллиардах долларов. Зато путь этот короче: с побережья в горы через новенький тоннель - всего 15 минут. И теплее здесь, конечно, море рядом.
На берегу этого моря пока купают государственных лошадей - то, что осталось от совхоза "Россия", и сажают огурцы. Правда, месяц назад дачнице Матвеевне строго сказали - грядки закопать. "Дык не знаю, говорят, Лямпийские дяревни будут строить", - вздыхает Катерина Матвеевна.
В Имеритинской бухте будет не только Олимпийская деревня. Глядя на 150 гектаров пустующей земли, главный художник города Сочи Элина Баранская уже видит новую спортивную столицу России: "Первая ледовая арена. И обязательно белоснежный лед. Белый цвет - теперь главный".
Элине Баранской очень нравится белый цвет, особенно в сочетании с лазурным. В сочинской олимпийской заявке к принципу компактности добавили самый ударный аргумент - море. Именно здесь, на берегу, вырастут все ледовые арены и главная Олимпийская деревня. Все снежные площадки, как в Зальцбурге, - наверху, туда протянут новую дорогу и легкое метро - минут 15, и ты в горах. На хребте Аигба - лыжи и бобслей, на Псехаке - биатлон и лыжи, все трамплины - на Второй бригаде. Все с нуля, но это тоже наш главный плюс. Все будет современным и новым. На этой неделе в Имеритинке заложили первый куб бетона для ледовой арены.
На торжественном приеме в честь положительного лозаннского решения в Зальцбурге шампанское не пили, но говорили о победе окончательной и бесповоротной. Бургомистр Зальцбурга принимал поздравления и преклонял колено перед женщинами заявочного комитета. Совсем недавно они осиротели, из их рядов пропал один из учредителей. По слухам, виноват допинговый скандал, тот самый, еще туринский.
"Очень неприятная история. Но к счастью, как видите, мы празднуем, значит, на решение в Лозанне она не повлияла, - доволен бургомистр Зальцбурга Хайнц Шаден. - И вообще, правительство Австрии очень быстро отреагировало. Мы внесли в парламент антидопинговый закон".
В аэропорту Сочи этой осенью тоже примут меры. Без нормального аэропорта Сочи не выиграть. Здесь смахнут пыль с долгостроя и, наконец, выпустят из-за колючей проволоки реку Мзымту. Впервые в мире здесь продлят взлетную полосу прямо через горную речку.
В Зальцбурге верят в силу Эдельвейса, в Сочи - Золотого руна. Чтобы накликать победу, здесь уже совершили жертвоприношение - распяли золотого барана. Местные историки уверены, что именно здесь родоначальники Олимпийских игр, греки во главе с Ясоном нашли то, что искали.
|