На прошедшей неделе шарахания случились даже в тихой Европе. В ночь на воскресенье, 24 сентября, опять буянила Венгрия. Это были самые крупные беспорядки за все эти дни.
Трудно представить себе ситуацию взрывоопаснее той, что сложилась в Будапеште вечером субботы, 23 сентября. Одновременно с антиправительственным митингом в городе шел футбольный матч. От стадиона Ференца Вароша до площади Кошута, где в это время проходила многотысячная демонстрация, ехать всего несколько остановок на метро.
Полиция готовилась к субботе, словно к судному дню. Фанаты футбольной команды считаются чуть ли не самыми агрессивными во всей Венгрии. На площади Кошута и без них тесно, а когда они прибывают, демонстрация превращается в самую масштабную за неделю - пятьдесят тысяч человек одновременно.
В общем, далеко за полночь, когда разгорячённый народ начинает расходиться, беспорядков ждут, кажется, все. В том числе полицейские, которые усиленно патрулируют весь центр Будапешта.
Полицию Будапешта, похоже, стало настораживать любое скопление людей в городе в этот час. В уличное кафе, где собралась небольшая группа демонстрантов, для проверки документов нагрянула целая рота спецназа. Полиция не просто разгоняет уличные беспорядки, она их пытается пресечь - ищет как потенциальных, так и реальных участников. Очень многие погромщики уже сидят в тюрьме, но многие до сих пор на свободе, в розыске, в бегах. И действительно несколько человек бросаются наутёк. Их вяжут, а затем увозят.
Город, похоже, только сейчас начал чувствовать разницу между ожидаемыми и неожиданными беспорядками.
Журналисты Венгерского радио, в распоряжении которых при весьма загадочных обстоятельствах оказалась скандальная плёнка, не ожидали, каким взрывом всё обернётся. В прошлое воскресенье сотрудники радиостанции всего лишь нажали на кнопку, и Венгрия услышала шокирующую исповедь своего премьер-министра Ференца Дюрчаня: "Возможности этой страны давно исчерпаны. А мы ничего не делали. Ничего. Нам нечем гордиться. Мне надоело притворяться, что мы правим страной. Мы врали последние два года днем и ночью, и мне это надоело. Если вам не надоело, ищите себе другого. У нас больше нет выбора. Мы можем еще чуть-чуть провозиться, но недолго. Момент истины близок".
После того, как пленку транслировали все ведущие каналы и расхватали на цитаты газеты и журналы, в Будапеште перед зданием венгерского парламента начался митинг. Говорят, в какой-то момент на трибуне появился человек и пожаловался, что на государственном телевидении у него не приняли петицию от имени демонстрантов. Ночью погромщики ворвались в вестибюль государственного телевидения. Ущерб в миллион с лишним долларов.
Днем вторника - следующий митинг. С трибуны звучит: "Социалист Дюрчань врал нам перед выборами. Значит, он выиграл их нечестно". Ночью полиция еле уберегла здание штаб-квартиры Соцпартии от штурмующих. Сожженным автомобилям, разбитым витринам нет числа. За эти две ночи стражи порядка несут небывалые потери - свыше сотни раненых - и остановить погромы пока не в силах. Пожалуй, только бессилие может породить такую озлобленность.
Кадры жестокого избиения, снятые на любительскую видеокамеру кем-то из жителей центрального Будапешта, показывал без комментариев местный телеканал Hir-TV. Он одним из первых показал погромы в прямом эфире. Он же - любимый телеканал лидера оппозиционной партии ФИДЕС Виктора Орбана.
"Мы солидарны с теми, кто шокирован цинизмом и ложью правительства. Мы солидарны с теми, кто выражает свой протест мирно. Мы сочувствуем и манифестантам, и полицейским, пострадавшим в столкновениях, и осуждаем любое насилие", - заявил Орбан.
Интересно, что за эти дни он ни разу не выступил с трибуны на митинге у стен парламента, а свой - отдельный - митинг вообще отменил. Оно и понятно. Оппозиция в Венгрии - правая. И на митинге представлены все силы правого спектра - от умеренных до националистов и даже неонацистов, которые вместе с футбольными фанатами и устраивали погромы. Так что оппозиция в Венгрии оказалась в сложном положении - надо и от погромщиков дистанцироваться, и разгоревшийся скандал использовать на предстоящих 1 октября муниципальных выборах.
"1 октября нам предстоят не просто муниципальные выборы. Это будет референдум. Каждый будет выбирать между ложью и искренностью, между затягиванием поясов, что предлагают социалисты, и новой альтернативой, которую предлагаем мы, между надувательством и ответственностью", - заявляет Орбан.
Под затягиванием поясов подразумеваются жесткие экономические реформы, о которых социалисты не то что бы умолчали, не всё рассказали перед выборами.
"Премьер Дюрчань лишь признался, что король голый. Просто никто и нигде до него не говорил об этом вслух. Венгрия - страна с самым большим дефицитом бюджета в Европе. У нас он превышает 10%, хотя должен составлять не более 3-х. Реформы, пусть и болезненные, но нужны", - убежден председатель комитета венгерского парламента по связям с Евросоюзом Матиаш Орши.
Туристки из Украины за митингом у стен венгерского парламента наблюдают издалека. Судя по их комментариям, в Венгрии сейчас все-таки не революция.
"Слегка напоминает майдан, но, в основном, по настроению. Мы ощутили то же, что было в Киеве, но если брать по массовости, то до революции далеко", - считают киевлянки.
Впрочем, те, кто обосновался на площади Кошута, похоже всерьёз вознамерились вынудить премьер-министра уйти в отставку. Фермеры, солидарные с ними, тоннами присылают продукты.
"Мы готовим гуляш на несколько тысяч человек, еду раздаем бесплатно и работать будем, пока этот обманщик не уйдёт со своего поста", - утверждает один из фермеров.
Не намерены уходить и студенты, которые разбили на газоне палаточный городок. "У нас тут есть всё необходимое, протянем сколько надо", - говорят они.
|