Возможно, главной лакмусовой бумажкой в отношениях России и Европы теперь становится авиационная тема. Взять хотя бы события этой недели. Из Еврокомиссии в Брюсселе приходит слух о том, что полеты в Европу запретят крупнейшей российской авиакомпании "Пулковские авиалинии". "Пулково", чтобы летать в Европу, заявляет о возможном приобретении новых самолетов, но не европейских, а бразильских. "Аэрофлот" решал, покупать ему европейские "Аэробусы" или американские "Боинги". Решил - и то, и другое, но сначала - "Боинги". Но при этом акции Россия покупает в "Аэробусе". Это фон, на котором в том числе проходил франко-российско-германский саммит в Компьене.
Городок Компьен спустя столетие вспоминает былые времена. Когда императоры французские принимали здесь императоров заморских. Последним из российских монархов здесь гостил Николай Второй. Первым из российских президентов стал Владимир Путин.
До Компьена добирались по воздуху французскими вертолетами. На площади перед старинным Компьенским замком - столпотворение. Жак Ширак встречает фрау Меркель, а затем они вместе - Владимира Путина. В таком составе европейская "тройка" собралась в первый раз. Чисто мужскую компанию разбавила госпожа немецкий канцлер. Свою новую единую позицию коллеги обозначили сразу.
Корреспондент: "Европейцы - пассажиры одного корабля, является ли это сигналом США?"
Ширак: "Даже не знаю, что это за знак. Скорее, это сигнал Евросоюзу на поддержание прекрасных отношений с Россией".
Меркель: "Такие встречи вовсе не направлены против кого-то, в нашем случае нет проигравших, есть только победители".
Что имела в виду Ангела Меркель, стало понятно уже через несколько минут, когда слово взял президент России. Он напомнил, что фрау бундесканцлер в один из своих первых визитов предложила переориентировать российские нефтяные потоки так, чтобы они пошли к европейским потребителям. Оказалось, решение этого вопроса не за горами. Европе достанутся плоды одного из самых богатых российских месторождений.
"Могу вас проинформировать, что компания "Газпром" рассматривает такую возможность, - сообщил Путин. - И такое решение может быть компанией "Газпром" принято в самое ближайшее время. Для справки могу сказать, что если сегодня мы поставляем Германии 55 примерно, если не ошибаюсь, миллиардов кубических метров газа, то с одного только штокмана мы сможем в год от 25 до 45 миллиардов поставлять в пики поставок. Можно представить себе, какой это объем и что это значит для экономики Европы, и для экономики Германии, потому что поставки только с этого месторождения могут быть осуществлены в течение 70-50 лет. Это создает абсолютно стабильную, устойчивую ситуацию в экономике и в энергетике Европы, и прежде всего, конечно, в энергетике Федеративной Республики Германии".
Но игра в одни ворота Москву явно не устраивает. Если уж и говорить о равноправии в отношениях, то и россияне не прочь выйти на евпропейские рынки в тех отраслях, что нас интересуют.
Тулузский завод "Эйрбас" - это в шестистах километрах от Компьена. 300-500 лайнеров выходят с этого конвейера ежегодно. Прибыль - примерно миллиард евро. Российский Внешторгбанк накануне визита президента за эти же деньги приобрел 5% акций владельца "Эйрбаса", европейского аэрокосмического холдинга. После чего, кстати, котировки этих акций резко подскочили. Россия дала понять, что не против расширить свое участие на этом рынке, вплоть до вхождения в Совет директоров компании, но в ответ - пока молчание.
"Что касается приобретения нашим банком пятипроцентного пакета, то могу всех успокоить: это не признак агрессивного поведения со стороны российских партнеров, - пришлось объясниться Владимиру Путину. - Это игра на рынке ценных бумаг. Банк воспользовался благоприятной конъектурой понижения котировок этой компании и приобрел известный пакет. Мы не собираемся использовать этот пакет для того, чтобы, изменить ситуацию в холдинге. Мы готовы к развитию сотрудничества с этой компанией".
Россия делает еще один шаг навстречу. "Аэрофлот", вместо запланированных 44-х "Боингов" покупает только 22. Вместо остальных - 22 "Эйрбаса". Дальнемагистральные лайнеры нужны, как воздух. А внутри страны их делает только завод "Илюшин". Исправить ситуацию призвана создаваемая объединенная авиастроительная корпорация, куда и хотят привлечь капитал европейского гиганта.
Французская и немецкая стороны вроде бы не против, и переговоры в Компьене это подтвердили. Но встречных шагов делать не спешат.
Европа просто не готова воспринимать Россию такой, какая она теперь есть. Об этом нам говорили и во французском институте международных отношений, где есть целая программа по изучению России и стран СНГ. Доктор Тома Гомар изучил несколько полок российской и западной аналитики и сделал вывод: "Россия поразительно изменилась, и иногда ее сложно понять не только французам, но и другим представителям ЕС. Она хочет делать самостоятельные шаги, хочет делать прямые инвестиции в европейские компании".
Но прогноз все-таки оптимистичный - рано или поздно нам быть одним целым. "Невозможно думать о будущем Европы без России", - уверен Гомар.
Усилия российского президента по интеграции с ЕС оценил французский президент и вручил орден Почетного легиона высшей степени, причем значок кавалера Жак Ширак снял с лацкана своего пиджака и прикрепил на путинский. Такой награды не удостаивался больше никто из россиян.
Да и вообще по окончании переговоров было видно, что лидеры разъезжаются довольными. Формат "тройки" оправдал себя и в новом составе. Президенты и канцлер не только сверили часы по международным темам, но и наметили совместные проекты, осуществлять которые предстоит министрам и бизнесменам.
С французских Елисейских полей - на финские озера. Следующий диалог состоится уже в октябре месяце в небольшом финском городке Лахти. Владимира Путина пригласили туда на неформальный саммит Евросоюза обсудить новое соглашение о партнерстве с Россией. Соглашение, которое действительно устраивало бы обе стороны.
|