Ramblers Top100
Сирия:
Фугасы от ИГ
Происшествия:
Массовое убийство в Сызрани
Украина:
Радикалы, наизготовку!
Политика:
Навстречу выборам
Культура:
Все - на "Экипаж"

Вести недели Российские Федеральные Новости
Последний выпускАрхив


Выпуск от 24.09.2006





видеорепортаж

фоторепортаж


Остальные сообщения выпуска

Великий Шостакович
Борис Соболев





Он начинал как тапёр в немом синематографе
Он начинал как тапёр в немом синематографе

Юрий Темирканов: не только в нашей стране, но и весь мир захлестнула волна отвратительной массовой культуры
Юрий Темирканов: не только в нашей стране, но и весь мир захлестнула волна отвратительной массовой культуры

Михаил Герцман: отшлепали по попке Пушкина, а потом √ Шостаковича
Михаил Герцман: отшлепали по попке Пушкина, а потом √ Шостаковича

Геннадий Рождественский о Сталине: лишний раз показать свою всесильность в любом проявлении человеческого существования
Геннадий Рождественский о Сталине: лишний раз показать свою всесильность в любом проявлении человеческого существования

Максим Шостакович: однажды он был вызван в НКВД, его спросили, был ли он в гостях у Тухачевского
Максим Шостакович: однажды он был вызван в НКВД, его спросили, был ли он в гостях у Тухачевского

В свою знаменитую Седьмую √ ленинградскую - симфонию Шостакович вкладывает весь свой талант
В свою знаменитую Седьмую √ ленинградскую - симфонию Шостакович вкладывает весь свой талант

Борис Тищенко: доказанный наукой факт - самый страшный и знаменитый эпизод "Нашествие" длится 666 секунд и 6 в периоде
Борис Тищенко: доказанный наукой факт - самый страшный и знаменитый эпизод "Нашествие" длится 666 секунд и 6 в периоде

Гениального композитора вместе с семьей вывез из блокады специально присланный Сталиным самолет
Гениального композитора вместе с семьей вывез из блокады специально присланный Сталиным самолет

Тихон Хренников: "Это великий композитор, гордость нашей страны, слава которого распространяется на весь мир"
Тихон Хренников: "Это великий композитор, гордость нашей страны, слава которого распространяется на весь мир"

На вопрос, прощает ли Ирина Шостакович врагов мужа, женщина уверенно отвечает: "Нет"
На вопрос, прощает ли Ирина Шостакович врагов мужа, женщина уверенно отвечает: "Нет"

По воспоминаниям родных, Шостакович в 48-м году балансировал на грани самоубийства
По воспоминаниям родных, Шостакович в 48-м году балансировал на грани самоубийства

В 60-х ему дают звезду героя соцтруда и назначают вторым композитором страны
В 60-х ему дают звезду героя соцтруда и назначают вторым композитором страны

Галина Вишневская: он даже мертвый в гробу был опасен своим талантом, своим гением врагам и злопыхателям
Галина Вишневская: он даже мертвый в гробу был опасен своим талантом, своим гением врагам и злопыхателям



25 сентября - 100 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Гениальный композитор, который оставил загадки не только в музыке. Человек, который входит в тройку-пятерку самых известных во внешнем мире россиян ХХ века. Кем он был? Жертвой времени, его символом или великим обманщиком: системы окриков и ручного управления? Системе требовалось доказывать гениальность, Шостаковичу - нет. Но кто оказывался сильнее? Какие он оставил записи не только нотами?

Он начинал как тапёр в немом синематографе. Писал, что дуреет от киношной бессмыслицы, пытался импровизировать. Зрители кричали, что пианист пьян и требовали от хозяина-нэпмана вернуть деньги. Шостаковича выгоняли взашей в большое искусство.

В 25-м году полуголодный 19-летний юноша произвел в Ленинграде настоящий фурор. Консерваторский зал разрывался от аплодисментов, газеты писали, что миру явился революционный гений. Первая симфония Шостаковича становится, пожалуй, первым крупным классическим произведением Страны Советов.

Дмитрий Шостакович, из переписки (1925год): "Пришел успех. Вокруг меня теперь происходит множество заседаний. Я торчу на них, иногда зеваю, втихаря посмеиваюсь: мать их за ногу! До чего же они все ужасно говорят. Помереть с тоски".

С тех пор так и повелось: полжизни - на заседаниях, остальное время - за партитурой. На протяжении полувека каждые два-три года Шостакович выдавал по симфонии. Они становились своеобразной вехой в жизни общества, подобно тому, как теперь - очередной выпуск "Фабрики звезд" или новый детектив Акунина.

"Не только в нашей стране, но и весь мир захлестнула волна отвратительной массовой культуры, которая испортила и вкусы, и дух", - говорит дирижер Юрий Темирканов.

Его оркестр готовит программу к 100-летию великого композитора. Дело происходит в зале, где когда-то никому ещё неведомый Шостакович собрал свой первый аншлаг. В филармонии тогда существовала разнарядка на молодых авторов, их были обязаны исполнять. На вопрос, включает ли он в свой репертуар молодых, неизвестных авторов, дирижер Темирканов отвечает: "Очень мало, потому что я еще не все из известного сыграл, поэтому я пока не тороплюсь".

Площадной балаган сгубил симфонию, но ведь прежде они уживались. Может потому, что никто не говорил молодым композиторам: ты оплати работу оркестра из ста человек, счет за свет, и ещё выкупи из своего кармана все нераспроданные билеты. До революции этим занимались меценаты, после - государство.

"Вопрос не только в том, что не исполнялись бы произведения. Исчезает публика, которая это будет слушать и воспринимать, - говорит режиссер Александр Сокуров. - И если появится человек, может он уже есть, человек масштабов Шостаковича, может, вы сегодня с трудом даже набрали бы зал, чтобы пришли люди это послушать".

Дмитрий Шостакович, из переписки (1928 год): "Жизнь налаживается - и с деньгами, и вообще. Маршал Тухачевский обещал помочь с квартирой. Его профессия - шагать через трупы, а хобби - играть на скрипке".

Молодой Шостакович быстро освоился при советском дворе. Помимо серьезной музыки, он писал здравицы к съездам и творил сочинения типа балета "Болт", где главный положительный герой, по образному выражению автора, это - Коминтерн Свиномордов.

По случаю юбилея, балет "Болт" ныне восстановлен в Большом театре. Не забыта и написанная в начале 30-х музыка к мультфильму "Сказка о попе и работнике его Балде".

По партитуре Шостаковича в Сыктывкаре поставили оперу. Правда, не обошлось без конфуза. Местная епархия сочла сказку оскорблением, чиновники от культуры согласились. В итоге, Балда с чертятами на сцене остались, а поп исчез.

"Вы знаете что произошло? В общем, по существу получилось так, что отшлепали по попке Пушкина, а потом √ Шостаковича, - иронично замечает председатель Союза композиторов Республики Коми Михаил Герцман. - А так, в общем, ничего особенного не произошло. Жалко".

Актеры, читавшие конституцию, конечно, поражены. Что же до авторов слов и музыки, то им при жизни к подобному обращению было не привыкать.

В 35-м году Сталин лично зарубил оперу Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Вождю не понравилось, что на сцене стоит двуспальная кровать, а партия фаготов будто бы эмитирует звуки полового акта.

"Уши болели, и все. Вдаваться в подробности бессмысленно, он ничего не понимал в этом. А лишний раз показать свою всесильность в любом проявлении человеческого существования было бы неплохо", - объясняет решение вождя всех народов дирижер Геннадий Рождественский.

Вскоре выходит знаменитая статья в "Правде" - "Сумбур вместо музыки". Шостаковича называют выразителем левацкого уродства и грозят неприятностями. Мейерхольд, пытавшийся заступиться, арестован. Главный покровитель - Тухачевский - расстрелян. Все годы большого террора Шостакович спал в одежде и держал наготове саквояж с сухарями.

"Однажды он был вызван в НКВД, его спросили, был ли он в гостях у Тухачевского, а он был в гостях у Тухачевского, и спросил его следователь, не было ли там разговоров о готовящемся покушении на товарища Сталина? Отец сказал, что нет, - вспоминает сын композитора Максим Шостакович. - Многие из присутствующих уже подписали донесение, что были такие разговоры. Нет, я таких не слышал. Он говорит: я вам очень советую крепко подумать, пойдите домой и через несколько дней вернитесь и вспомните, что такие разговоры были".

От греха, либо же от ГУЛАГа композитора спасло чудо. Когда через два дня он вернулся к следователю, то оказалось, что тот уже расстрелян как японский шпион.

Война, блокада. У опального композитора - редкий шанс заявить о себе. В свою знаменитую Седьмую √ ленинградскую - симфонию Шостакович вкладывает весь свой талант и всю силу своего отчаяния. Он пишет в перерывах между тушением зажигательных бомб на крыше консерватории, он играет окоченевшими от холода пальцами, он создает шедевр на века.

Точная длительность звучания - это единица времени, разделенная на указанный автором темп, помноженная на количество частей, и так далее, не будем вдаваться в детали. Суть в том, что петербургский профессор, ученик Шостаковича, рассчитал точный авторский хронометраж Седьмой симфонии. И это уже доказанный наукой факт - самый страшный и знаменитый эпизод "Нашествие" длится 666 секунд и 6 в периоде.

На вопрос, случайно или нет так получилось со страшным числом у Шостаковича, композитор Борис Тищенко отвечает: случайно. "Он совершенно был не таким человеком, он ничего не рассчитывал. Он писал как пишут письма, подряд", - поясняет музыкант.

Возможно, это было ниспослано свыше. Да так, что даже в Кремле прослезились. Осенью 41-го, ещё до начала голода, гениального композитора вместе с семьей вывез из блокады специально присланный Сталиным самолет. Дальше - эвакуация, награды, победа, снова награды. Через 7 лет, осыпанный уже всеми мыслимыми регалиями, Шостакович придет на очередной съезд композиторов в уверенности, что опять будут хвалить.

"Это великий композитор, гордость нашей страны, слава которого распространяется на весь мир", - говорит сегодня композитор Тихон Хренников.

Из доклада главы Союза композиторов СССР Тихона Хренникова, 48-й год: "Шостакович - представитель антинародного формалистического направления советской музыки. Он тесно связан с буржуазно-декадентским Западом. Его творчество - образчик маразма и духовного оскудения. Лженоваторские извращения Шостаковича тем более опасны, что он еще является профессором Московской консерватории".

Хроника сохранила атмосферу съезда: решимость Хренникова, ошарашенную растерянность Шостаковича. На другой день его выгонят из консерватории с формулировкой "за профнепригодность".

После того разгромного выступления композиторам показали фильм, там звучала песня на музыку все того же Тихона Хренникова: "Артиллеристы, Сталин дал приказ. Артиллеристы, зовет отчизна нас".

"Конечно, он просто трусил, завидовал. Зависть - это разъедающее такое свойство", - считает вдова композитора Ирина Шостакович. На вопрос, прощает ли она врагов мужа, женщина уверенно отвечает: "Нет, я считаю, что все должно быть названо своим именем. Это невозможно простить".

"Этот доклад был написан в ЦК. Когда я прочитал этот доклад, я пришел домой, мы с женой проплакали всю ночь. Она рыдала и говорила: ты бы отказался. Вы попробовали бы отказаться, если Сталин вас куда-то назначил", - говорит в свое оправдание композитор Хренников.

У Тихона Николаевича на тот момент были арестованы два брата. Заклеймив так называемый формализм в музыке, одного брата он спас, а второй так и погиб в ГУЛАГе. И ещё он косвенным образом спас свой Союз. Удовлетворенный музыкальным разгромом, Сталин переключился на казни писателей и театральных деятелей, из композиторов не расстрелял ни одного.

На том съезде ещё растоптали Шебалина с Прокофьевым. Одного от переживаний парализовало, у другого - приступы, впоследствии приведшие к смерти. По воспоминаниям родных, Шостакович и сам в те дни балансировал на грани самоубийства. Его музыка запрещена к исполнению, его произведения вычеркиваются из репертуара, семья снова бедствует, распродали мебель, потом стали искать покупателя на рояль. Купила Клавдия Шульженко.

Дмитрий Шостакович, из переписки. (зима 48-49 годов): "Я страшно постарел за эти дни. Лицо почернело, под глазами мешки, страшная мигрень и тошно-то как. На что жить, ума не приложу. Мечтаю найти богатую поклонницу и вступить с ней в творческую связь".

И снова борьба за жизнь. Шостакович штампует песни о Сталине, сотрудничает с ансамблем НКВД и утверждает, будто в апреле 17-го, десяти лет от роду, он рукоплескал на Финляндском вокзале живому Ленину. Наконец, после написания в 52-м году музыки к одиозному фильму "Падение Берлина", композитор получает очередное всемилостивейшее прощение и Сталинскую премию √ пятую по счету. Дальше уже будет награждать Хрущев.

Каких-то четверть века уговоров, и Шостакович согласился вступить в партию. В 60-х ему дают звезду героя соцтруда и назначают вторым композитором страны. Он так себя и называет √ "Хренников заместитель".

Из переписки. (1960 год): "Однако расту. Меня за то и выбрали председателем композиторской организации, что я не умею сводить счеты. Разумеется, руководить я тоже не умею".

Бесконечные заседания, визиты, обмен опытом с туркменскими хлеборобами. При Хрущеве Шостакович еще в силах - тщетно хлопочет за подсудимого поэта Бродского. При Брежневе уже всё - подпись под коллективным письмом против Сахарова.

В 76-м великого композитора не стало. Он до последнего дня сочинял музыку.

"Представляете, идет панихида. Человек лежит мертвый в гробу, родственники хотят поставить его Четырнадцатую симфонию, он любил эту запись, слушал часто. Запретили, - вспоминает Галина Вишневская. - Потому что это Шостакович, потому что это его музыка. И все. Он даже мертвый в гробу был им опасен своим талантом, своим гением".

Шостакович оставил стране 15 гениальных симфоний, вдове - квартиру, сыну - свою любимую картину, копию полотна Микеланджело "Христос и фарисеи". "И они пришли к Иисусу и спросили: а надо ли платить подати? "Богу - богово, а Кесарю √ кесарево".













  








В ЭТОЙ ТЕМЕ
  • Пиратов будут ликвидировать
  • Юрий Чайка: раскрытие убийства Козлова - дело чести
  • Формат себя оправдал
  • Третьего срока не будет
  • Последний путь императрицы
  • Великий Шостакович
     






  • РТР-Вести.Ru




    В ЭТОМ ВЫПУСКЕ
  • Радикализм в действии

  • Отмигались

  • Осень 15-летий

  • Остальные сообщения выпуска

     












  • Rambler's Top100

    © Государственный интернет-канал "Россия" 2001, 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ ╧77-4929 от 4 декабря 2001 года.
    Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@vesti7.ru. Реклама на сайте: ad@vesti7.ru. Создание и поддержка: Дирекция интернет-вещания ВГТРК, 2001-2019.